Статья опубликована в № 2777 от 25.01.2011 под заголовком: Электроэнергетика: Шанс на модернизацию

Заплатим по-новому

С первого января 2011 г. тарифы на электроэнергию вновь были повышены. На этот раз не просто наравне с инфляцией, но отчасти в связи с дополнительными затратами, которые электросетевые компании понесут с введением регулирования по норме прибыли (или регуляторной базы активов – RAB). В этом году потребителям придется платить за свет больше, и они имеют право знать почему.

От четверти до трети тарифа для конечного потребителя – это стоимость строительства, технического обслуживания и эксплуатации низковольтных распределительных сетей. В электросетях затраты складываются из четырех основных составляющих: собственно расходы на эксплуатацию, проценты по кредитам, полученным распределительными компаниями, налоги на прибыль и собственная чистая прибыль. Суть тарификации по RAB заключается в том, что регулирующие органы утверждают тарифы на пять лет вперед и – впервые в России – тарифы будут включать норму чистой прибыли. Разрешенная чистая прибыль будет рассчитываться как процент от устанавливаемой ФСТ справедливой стоимости активов распределительной компании (т. е. RAB). За последние два года значения RAB были определены для всех региональных сетевых компаний – и то только после сложных обсуждений с участием регуляторов, губернаторов, мэров и самих распределительных компаний. Как проценты по банковским вкладам, акционеры сетевых компаний в будущем получат доход со стоимости принадлежащих организации активов. Часть прибыли – а фактически ее основная часть в первые годы работы по тарифам RAB – будет вкладываться в обновление и расширение сетей.

Ранее регулятор лишь добавлял по нескольку процентов к операционным затратам каждый год. В результате ничем не ограниченного роста расходов потребители в России сейчас компенсируют расходы по эксплуатации сетей, которые примерно вдвое выше, чем в Западной Европе. В рамках новой системы тарифообразования по RAB регулятор, напротив, снижает операционные затраты, которые сетевые компании могут включать в свои тарифы. Новая система, кроме того, позволит сетевым компаниям оставить у себя все деньги, сэкономленные при дополнительном сокращении издержек сверх того, что предписано регулятором. Как и прибыль, дополнительные средства, полученные за счет экономии расходов, могут быть направлены на финансирование модернизации сетей.

Более того, по мере развития электросетевых компаний и российские, и зарубежные банки, которые посчитают их заемщиками с низким уровнем рисков и стабильным финансовым положением, встанут в очередь на предоставление кредитов по сниженным ставкам. Кредиты тоже пойдут на замену изношенных фондов. Таким образом, у сетевых компаний появится возможность получить триллионы рублей, которые им требуются для модернизации. Ради всего этого потребителям в краткосрочной перспективе придется оплачивать электроэнергию по немного более высоким тарифам, но уже вскоре они пожнут плоды инвестиций в виде безопасного и надежного энергоснабжения по разумным ценам.

Именно так дела обстояли во многих странах за последние два десятка лет. Мы можем последовать примеру эффективного управления национальной инфраструктурой, в результате чего Россия получит не только надежную и эффективную электроэнергетику, но и мосты, автомобильные и железные дороги, морские и авиационные порты мирового уровня.

Впрочем, в России тарифам, рассчитанным по норме прибыли, только предстоит доказать свою состоятельность. Руководителям электросетевых компаний придется поверить в способность и готовность финансовых рынков предоставить те самые миллиарды долларов, каждый год необходимые для работы сетей. Им предстоит построить эффективные, прозрачные и прибыльные акционерные общества, которых на сегодня в России не так много, если есть вообще.

Неудивительно в этой связи, что представители отрасли попросили у премьер-министра Владимира Путина 800 млрд руб. из бюджета на развитие сетей – своеобразную подушку безопасности. Просьба – казалось бы, без подводных камней – означает, к сожалению, серьезный шаг в неверном направлении, причем без пути назад.

Если государство откликнется на просьбу энергетиков, оно получит акции сетевых компаний в обмен на свои 800 млрд руб. и в результате увеличит свое участие в секторе, хотя приверженность планам приватизации приветствовалась инвесторами и зарубежными экспертами. Такая политика войдет в прямое противоречие с часто высказываемым мнением высокопоставленных чиновников, включая министра финансов Алексея Кудрина, которые заявляют, что государственный бюджет больше не вынесет вливания денег в малоэффективные государственные компании.

Распрощаться также придется с мечтами о прямой зависимости компенсации руководителям сетевых компаний от их успехов в деле сокращения операционных затрат. Может ли инновационная – для России – концепция стимулирования эффективности состязаться с соблазном бюджетного пирога в 800 млрд руб., которым может угоститься сектор без докучливых вопросов акционеров или потребителей о расходовании этих средств? Сетевые компании не то что не станут образцом открытого акционерного общества, но превратятся в государственные структуры, коих и так в России более чем достаточно и которые служат неплохой кормушкой для менеджеров и бюрократов, хотя оказывают своим потребителям услуги посредственного качества. В отсутствие других привлекательных вариантов инвесторы готовы вложиться в реформированный сектор электроэнергетики, но только если управленцы распределительных компаний смогут отказаться от подачек государства.

Россия опять на распутье. Одна дорога ведет к незнакомой территории международных финансовых рынков, управляющих, получающих компенсацию за снижение издержек, необходимости приспосабливаться к новым условиям. Территории, что ведет к повышению эффективности, интеграции в мировую экономику и развитию национальной инфраструктуры – целей, провозглашенных президентом Дмитрием Медведевым внутри курса на повышение производительности общества и современную и диверсифицированную экономику. Другое будущее – куда более комфортное – с деньгами из бюджета под обещания всего хорошего и стабильности в первую очередь. Но это стабильное движение вниз, движение к еще большим социальным издержкам и, как только остатки советского наследства будут использованы, к ненадежной и небезопасной инфраструктуре – стандартному атрибуту государств в упадке.

Электрораспределительным компаниям бюджетные деньги не требуются, и правительство должно сказать об этом вслух.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать