Варианты предвыборной тактики Медведева

«Приговор Ходорковскому был привезен из Мосгорсуда, я точно знаю». Наталья Васильева, помощник судьи Виктора Данилкина

Вчера еще никто не знал, что у судьи Данилкина есть помощница. Перед приговором Ходорковскому рассуждали разве что о том, можно ли перетянуть мятущуюся душу Данилкина на сторону добра. Теперь помощница Наталья Васильева буквально говорит: Данилкин зачитал не свой приговор, а вымысел Мосгорсуда. Данилкин от помощницы уже открестился, но теперь к Мосгорсуду как минимум возникают вопросы и, в принципе, их можно и вслух задать председателю Ольге Егоровой.

С делом Ходорковского все не так, как прежде. Из телевизора раздается выверенная политинформация, но даже балерина Волочкова на выходе из «Единой России» требует свободы МБХ. Это не звучит как гром среди ясного неба – сам гарант Конституции как будто посылает сигнал за сигналом. То порицает премьера за преждевременный приговор, то дает добро правозащитникам на независимую экспертизу дела Ходорковского – как ни крути, публично ставит под сомнение качество вердикта.

Дело Ходорковского – извечная почва для ожиданий. Медведев получил дело в наследство, личных поводов для кровопускания у него нет. Есть даже дискомфорт: приговор зачитывает один член тандема, а оправдываться за него в Давосе нужно уже другому. В Давосе можно было и промолчать. Но Медведев сказал: претензии Запада к российскому суду – это давление.

Любые слова о Ходорковском звучат эхом президентской кампании 2012 г. Отчего же один из кандидатов путается в показаниях? Если пользоваться метафорой из области телевещания, Медведев просто работает на две орбиты. Первая – неподцензурный «Дальний Восток», медведевский электорат, который ждет перемен, а значит, любых, пусть призрачных симптомов персонифицированной свободы. На второй орбите – единственный избиратель, Владимир Путин. В разговоре с ним нужно быть одновременно самостоятельным и послушным, демонстрировать, что ты в меру любим народом, но и не посягаешь на рейтинги премьера. Иными словами, помнить, что, набирая очки у электората, неизбежно теряешь их у избирателя.

В этом смысле Медведев помнит, что за теракт можно дерзко уволить полковников ФСБ, но все же не генералов. И ежедневно подмигивая электорату помилованием Ходорковского, во время очной ставки в Давосе нужно отринуть либеральную фронду и расставить точки над i. Помощница судьи Данилкина в этом смысле пусть и случайная, но надежда электората. Та же помощница – невольный аргумент для второй орбиты. Вот до какого бедлама может дойти, если ожидания первой орбиты победят.