Старение населения как потенциал экономического роста

Возможен ли в России сценарий, работающий для США и Европы?

По данным исследования компании Accenture и Oxford Economics, тенденция старения населения может стать новым ресурсом для экономического роста, который повысит ВВП США и некоторых европейских стран на 2-2,5%. Для пожилых людей могут быть созданы новые рабочие места, также расширится производство товаров для этой социальной группы и их потребление. Насколько это осуществимо в России?

Анатолий Вишневский, директор Института демографии ВШЭ:

Я сомневаюсь в возможности экономического роста за счет пожилых как для Запада, так и для нашей страны. Демографы различают два вида старения населения - снизу и сверху. Снизу - это когда уменьшается рождаемость, таким образом, количество людей старшего возраста увеличивается в относительном значении, но не в абсолютном. Сверху - когда снижается смертность и увеличивается продолжительность жизни пожилых людей, и, соответственно, количество людей старшего возраста увеличивается и в абсолютном, и в относительном значении. Так вот, на Западе старение населения большей частью происходит сверху, а у нас - только снизу. У них реально удлиняется жизнь пожилых людей, поэтому им можно создавать новые рабочие места. У нас не все доживают до пенсионного возраста, а те, кто доживает, пользуются пенсией значительно меньше, чем на Западе, и зачастую являются носителем устаревших профессиональных навыков и обладает достаточно слабым здоровьем.

В России потери трудового потенциала в рабочих возрастах у мужчин из-за преждевременной смерти составляет 14,3%, а в США, например, - всего 4,3%. Смысл этой цифры такой - допустим, в среднем мужчины выходят на работу в 20 лет, соответственно, до пенсии каждый (без учета безработицы и других факторов) отработает 40 человеколет. Тысяча мужчин отработают 40 тыс. человеколет. Но из-за преждевременной смертности у нас в стране получается не 40 тыс., а на 14,3% меньше.

Моногорода, которые сейчас собираются модернизировать, - яркий образец проблемы старения населения. Молодежь оттуда уезжает, так как нет работы, соответственно, падает рождаемость, соответственно, население все больше стареет снизу. И это препятствует развитию экономики в моногородах.

Оксана Синявская, замдиректора Независимого института социальной политики:

В России трудовая активность пожилых выше, чем во многих странах Западной Европы. У нас большинство работает еще 3-5 лет после выхода на пенсию, а в Западной Европе же многие выходят на пенсию, еще не достигнув пенсионного возраста. То есть там приращение трудового потенциала за счет создания рабочих мест для пенсионеров может быть более значительным, чем у нас. У нас и так все, кто может, работают и после достижения пенсионного возраста. А кто не работает, не делает этого из-за состояния здоровья. Таким образом, чтобы привлечь эту группу населения, необходимо обращать больше внимания на улучшение здоровья пожилых людей.

Что касается увеличения потребления, то оно крепко завязано на доходы пожилых людей. В возрасте от 50 до 65 лет основные источники доходов - это зарплата и пенсия. После 65 лет - пенсия, личное подсобное хозяйство, помощь родственников, личные сбережения. Но эти сбережения, как мы понимаем, сильно отличаются не в лучшую сторону от сбережений пенсионеров за рубежом. Таким образом сложно стимулировать рост спроса со стороны пожилых людей.

Но это не значит, что в этом направлении не надо работать. Через 30-40 лет структура населения в нашей стране сильно поменяется, основной категорией будут люди в возрасте за 45 лет. Соответственно, экономика должна будет трансформироваться, в том числе и по ассортименту товаров и услуг.