Не больше блокирующего в частные руки

Широко разрекламированная правительством «новая приватизация» пока мало похожа на реальную передачу собственности в частные руки. В действительности государство крепко держит ее под контролем и, судя по всему, отпускать не собирается.

Очень показательны последние события в банковском секторе. В феврале правительство вроде бы продало 10% банка ВТБ портфельным инвесторам – но отнюдь не лишилось контрольного пакета акций. Зато вскоре после этого контролируемые государством банки провели целых три крупных поглощения.

Тот же ВТБ сначала приобрел Банк Москвы – и московское правительство явно зачтет эту операцию себе в актив как «приватизационную сделку». Следом ВТБ поглотит еще и опорный банк РЖД – Транскредитбанк: совет директоров РЖД 16 марта одобрил продажу ВТБ 29,4% акций Транскредитбанка, а затем и оставшегося блокпакета.

Но даже без этих двух последних крупнейших сделок ВТБ в последнее десятилетие самый главный покупатель на финансовом рынке. С 2002 г. к нему перешел банковский бизнес Внешэкономбанка, бывшие росзагранбанки, рухнувший в 2004 г. Гута-банк (ныне «ВТБ 24») и петербургский Промстройбанк (ныне «ВТБ Северо-Запад»).

Сбербанку покупки ни к чему – его изначальные размеры и так позволяют быть лидером рынка. Зато на прошлой неделе Сбербанк поглотил старейший инвестбанк страны – «Тройку диалог». Так что теперь и на отечественном рынке инвестиционного банкинга, как и в рознице, лидируют Сбербанк и ВТБ (со своим «ВТБ капиталом»). Обещанная же правительством продажа 7,58%-ного пакета Сбербанка, по словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, может быть перенесена на 2012 г.

Как-бы-приватизация крупнейших госкомпаний (нигде не идет речь о продаже контрольных пакетов в ближайшее время, а в отношении более отдаленных планов действует принцип осла и падишаха), наверное, поможет пополнить бюджет и обеспечить социальную стабильность. Но вряд ли этот шаг создаст условия и предпосылки для развития экономики. Особенно если параллельно госкомпании подгребают под себя частные активы.