Куда деть 100 "лишних" генералов МВД?

Эксперты считают, что увольнения в силовых структурах продолжатся.

Сегодня утром стало известно, что Дмитрий Медведев уволил 6 генералов МВД, это Владимир Булатов, начальник Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму МВД РФ; Игорь Жуков, начальник управления на транспорте МВД РФ по СКФО; Александр Куликов, начальник УВД по Тверской области; Владимир Фурсов, начальник УВД по Тамбовской области; Николай Михайлов, начальник Сибирского юридического института МВД; Александр Числов, начальник Тюменского юридического института МВД. С чем связаны эти увольнения и насколько увольнения высокопоставленных лиц сказываются на эффективности работы внутренних органов?

Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции Москвы:

Неизвестно, уволили этих генералов из-за того, что они не прошли аттестацию, или по другой причине. Официального заявления по этому поводу не было. Возможно, что некоторые из них сами давно написали рапорты. Владимира Булатова, скорее всего, сняли из-за 11 декабря - событий на Манежной площади.

Настоящая гласность — это когда президент открыто говорит о причинах увольнения. Тогда и остальным неповадно, и народ знает. Пока что у нас гласность только на словах. Ведь президент не издал самого главного указа - о порядке формирования общественных советов при МВД и ГУВД, хотя в законе «О полиции» написано, что такой указ должен быть издан.

Главная оценка деятельности полиции — это мнение населения. А как узнать это мнение? На словах мы - за гласность, а на деле все существующие общественные советы — старого образца, которые были сформированы под себя самими начальниками. Туда включают таких персон, как Иосиф Кобзон, Павел Гусев и т. д. Они ничего плохого про полицию не пишут и не поют. Если бы были сформированы новые, независимые общественные советы, то их члены могли бы присутствовать при аттестации, если их наделят такой функцией и т. д.

В апреле 2010 г. сняли 17 генералов, через полгода выяснилось, что большая часть из них замешана в контрабанде на железнодорожном транспорте. А сейчас в Думе принимают закон, чтобы товарная контрабанда была административным правонарушением. Было бы событием, если бы сняли 90% генералов МВД. А оставшихся 10% вынесли на общественное обсуждение. Сейчас генералов в МВД - 450-480 человек, по новому законодательству будет 364 человека. Нужно куда-то деть 100 генералов, вот их и снимают. Так что увольнения еще продолжатся, я думаю.

Аттестация сказывается негативно на работе МВД, так как сотрудники не знают, что с ними будет завтра. Снимают высших должностных лиц, а на более низких уровнях пугают сотрудников: будешь требовать работы по закону (40 часов в неделю, например), аттестацию не пройдешь. Не думаю, что в связи с увольнениями коррупции станет меньше. Одно дело – задумываться о коррупции, а другое - постоянно наверх деньги таскать. А если ты их не притащишь, тебя уволят – и все. Система иерархизирована, нижние таскают деньги верхним. Кому таскают генералы, я не знаю, но в том, что большинство из них таскает, уверен на 100%.

Елена Панфилова, директор российского бюро Transparency International:

Думаю, что, скорее всего, эти генералы не прошли аттестацию. Каким именно требованиям — профессионального или физкультурного характера — они не соответствуют, сказать трудно, может быть, всем в совокупности. Ничего удивительного в этих увольнениях нет. В течение последних 15 лет периодически проходили спонтанные аттестации, и каждый раз по их итогам снимались один-два высоких должностных лица.

Эффективность работы органов всегда складывается из нескольких элементов контроля: внешнего, медийного и внутреннего. Под внешним я подразумеваю и парламентский, и общественный — внеший контроль слабо развит в нашей стране. Медийный тоже редко приводит к значимым результатам. А вот внутренний контроль - наиболее отработанный еще с советских времен. Другое дело, что внутренние служебные аттестации в последнее время стали формальной процедурой, когда каждый сам на себя за 30 секунд заполняет анкету. Но в целом это работающий инструмент. А вот если бы все три вида контроля сходились воедино, то внутренние органы работали бы гораздо эффективнее. Пока же у нас есть только такие спонтанные аттестации, связанные с реформированием.

Полагаю, увольнения еще будут, так как в органах, видимо, еще остались люди, которые могут не соответствовать предъявляемым к полиции требованиям. Ведь у нас до недавнего времени административное правонарушение могло всплыть только после возбуждения уголовного дела против сотрудника полиции.