Какая польза России от борьбы Браудера с чиновниками

За последнюю неделю «Ведомости» опубликовали на первой полосе две статьи – части единой мозаики, так мало похожие друг на друга: «Нас не отмоют!» и «Сфабриковано в России».

Две печальные истории о воровстве и о смерти начались в ноябре 2005 г., когда мультимиллионеру, владельцу и управляющему крупнейшего западного фонда, инвестирующего в Россию, Биллу Браудеру отказали во въезде в Россию.

Для меня Браудер – человек-загадка. Сложно представить себе количество высокопоставленных российских чиновников, которым мои знакомые журналисты, да и я, задавали вопрос: «За что Браудера не пустили в страну?» Я до сих пор не услышал даже правдоподобной версии. И не только я. «Что касается Браудера, я, честно говоря, не в курсе, какие у него проблемы с визой – это Игорь Сечин в недавнем интервью WSJ. – Я допускаю, что есть какие-то другие причины для запрета на его въезд, но точно не экономика». «Мне лично Браудер глубоко симпатичен», – продолжает вице-премьер. Мне тоже.

Хотя завоевать эту симпатию человеку, описавшему свои принципы инвестирования емкой фразой Russia sucks. If it sucks less over time, I gain, было непросто.

Причина моей симпатии, уже переходящей в восхищение, – вторая загадка Браудера. Почему он продолжает бороться? Что им движет? Обида, чувство справедливости, месть? Может быть, речь идет о поддержке коллег, которым сложно вернуться в Россию, пока в деле самого Браудера не поставлена точка. Может, он сам хочет вернуться в Россию. Не знаю. В любом случае очевидной денежной выгоды от крестового похода на людей, которые встали на тропу войны с ним и его командой, не просматривается.

Миллионер неустанно преследует их по всему миру. Команда Браудера считает, что сотрудники МВД, майор и подполковник, причастны к незаконному отъему компаний-пустышек у Hermitage и последующему воровству миллиардов рублей из бюджета. И создает сайт russian-untouchables.com, где все могут почитать об элитной недвижимости и шикарных машинах скромных защитников общественного порядка. Аналитикам Браудера удалось понять, кто в налоговой инспекции подписывал документы о возврате налога на прибыль компаний Hermitage, и проследить платежи. И в швейцарскую прокуратуру уходит иск с перечнем счетов в Credit Suisse. Судьи, следователи, руководители и даже пиарщики МВД, имевшие отношение к делу Сергея Магнитского (погибшего в сизо юриста Hermitage), пополняют и пополняют многочисленные черные списки в США и Европе, пролоббированные Hermitage.

Пока суд не установил, что все вышеуказанные совершали преступления, мы можем только задавать вопросы, но вопросы эти – о «мерседесах» и «порше» милиционеров, о миллионах налоговиков – невозможны без работы, которую проделали помощники Браудера. Работы, за которую он, надо полагать, хорошо заплатил из своего кармана.

В наше время крестовые походы – это редкость. Либо речь идет о больших деньгах, либо все кончается болтовней. Хочется пожелать удачи Биллу.