Страны ОПЕК стараются поддержать цену на нефть

Демократические процессы, происходящие в странах Ближнего Востока, уже и так разогнали нефтяные цены почти до докризисного уровня. Но это еще не конец. Теперь бюджеты стран региона расхлебывают последствия «арабской весны», что снова толкает нефтяные котировки вверх.

На прошлой неделе Саудовская Аравия, которая обычно выступала за более умеренные цены ($70–80 за баррель), неожиданно поддержала Иран в жалобах на избыток нефти на рынке, который может привести к снижению цены. Эту линию подхватил глава ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри, сказав, что спрос на рынке удовлетворен и необходимости в дополнительных поставках нет. Из чего стало ясно, что нефтеэкспортеры договорились способствовать повышению нефтяных котировок.

Опасаясь социальной нестабильности, страны Ближнего Востока, до которых революция еще не докатилась, поспешили успокоить народ щедрой социальной поддержкой. Только Саудовская Аравия за последние два месяца увеличила госрасходы на $129 млрд. Они пошли на увеличение зарплат госслужащих, поддержку безработных и масштабную программу создания рабочих мест в госсекторе. Похожие шаги сделали Иран и Алжир. Теперь им надо где-то найти дополнительные деньги. А поскольку доходы бюджета в Иране зависят от нефти на 80%, в Саудовской Аравии – на 85%, а в Алжире – на 98%, нетрудно догадаться, почему так выросла их заинтересованность в высоких нефтяных ценах.

Если бюджет Саудовской Аравии в прошлом году был сбалансирован при цене $68 за баррель, то в этом году планка поднялась до $95, а в 2014 г. перевалит за $110. Иран и Венесуэла объявили, что их бюджеты будут сбалансированы при среднегодовой цене $100 за баррель. Стоит вспомнить и Россию, бюджет которой сведет концы с концами только при цене барреля $110. Причина та же – раздутые госрасходы.

Такая высокая планка снижает возможности для маневра. Стоит нефти хоть немного упасть в цене, как государство окажется неспособно выполнить свои обязательства. Тем временем высокие нефтяные цены замедляют рост мировой экономики, а значит, потребление топлива в какой-то момент начнет снижаться, как и цены.

Интересно, какая из нефтедобывающих стран первой столкнется с бюджетным коллапсом? Россия по уровню риска пока что лидирует.