Откуда Игорь Юсуфов взял столько денег?

В понедельник «Ведомости» опубликовали большой материал об Игоре Юсуфове, под началом которого я работал в Минэнерго в 2001–2002 гг. («По стопам сына», № 91 от 23.05.2011). Юсуфов, около 20 лет проработавший на госслужбе, еще до ухода с государственных постов начал принимать участие в крупных коммерческих сделках, суммы которых исчислялись сначала десятками миллионов, а теперь и миллиардами долларов.

Случай с Юсуфовым весьма симптоматический пример атмосферы глубокой толерантности к потенциально коррупционной деятельности, пронизавшей сегодня российский госаппарат. Все кругом только и говорят о борьбе с коррупцией, но никто и не думает начать гласное (здесь очень важна именно гласность) расследование происхождения крупных капиталов экс-чиновника, который до недавнего времени практически никогда не работал в бизнесе и был связан ограничениями госслужбы.

С другой стороны, этот же кейс представляет собой отличный шанс для власти доказать, что слова о противодействии коррупции – не пустой звук. Если мы хотим всерьез бороться с коррупцией, одна из важнейших инструментальных вещей, на которых необходимо сосредоточить внимание, – изучение подозрительной деятельности бывших чиновников после оставления ими государственных постов.

В этом смысле деятельность Юсуфова более чем подозрительна. Данные сыном Юсуфова объяснения о происхождении капиталов, использованных в сделках по покупке акций Wadan Yards и ВТБ («заработал на росте котировок акций»), выглядят несерьезно. Да и по сыну масса вопросов – он занимал заметный пост в Nord Stream AG в то время, когда его отец работал членом совета директоров «Газпрома», что, по моему убеждению, является грубейшим нарушением служебной этики. Ответы может дать только инициированное властями публичное расследование.

Наивно ждать, что руководство страны сломя голову бросится расследовать деятельность Юсуфова – рассекречивания материалов Счетной палаты о злоупотреблениях при строительстве ВСТО мы, например, так и не дождались. Но если что, готов помочь, подсказать, где искать. Скажем, во время работы заместителем Юсуфова я встречал в его кабинете бизнесмена Александра Мамута чаще, чем всех остальных юсуфовских заместителей, вместе взятых, а в соседних кабинетах трудились замминистра, открыто представляющие вполне определенные лоббистские группы и действовавшие в их интересах (готов всех назвать поименно). Ну или можете почитать вот эту историческую справку о том, что творилось в министерстве в те времена в области управления госсобственностью: milov.info/files/minenergo-property.pdf.

В общем, было бы желание. Молчание власти по поводу громких подозрительных случаев вредит делу борьбы с коррупцией едва ли не сильнее всего. Это прямой сигнал – раз ничего не происходит, значит, «можно».

Мы должны добиться того, чтобы стало «нельзя». Раз и навсегда.