Полезен ли партии скандальный маркетинг

Фотографий рекламных плакатов с символикой «Единой России» и портретами великих людей в интернет-ресурсах уже намного больше, чем самих плакатов на улицах Петербурга. Их и было-то меньше сотни, кампания по любым меркам средняя. После того как родственники невольных участников партийной рекламной акции возмутились, эта реклама стала стремительно исчезать. Большинство плакатов не довисело до Дня города, с которым партия таким небанальным образом поздравляла петербуржцев. Он отмечается сегодня. Фотокорреспонденту петербургского бюро «Ведомостей» пришлось несколько часов искать образец даже с политически нейтральным Петром Первым.

Партия власти поступила некрасиво, не спросив разрешения использовать образы великих поэтов, композиторов, режиссеров у их родственников. Еще возмутительнее ее самоидентификация с людьми, большинство из которых в свое время относились к властям, мягко говоря, сдержанно. В жизни Анны Ахматовой предшественники «Единой России» сыграли огромную роль – они расстреляли мужа поэтессы, посадили ее сына и запрещали публикацию ее стихов. В результате этих действий российская литература обогатилась, в частности, поэмой «Реквием».

Большой ажиотаж, вызванный скромной акцией, – типичный скандальный маркетинг, повышающий узнаваемость бренда. Сомневаюсь, что креативщики из «Единой России» сознательно стремились к такому результату. Тем не менее им удалось создать эффект, о котором мечтают маркетологи из компаний потребительского сектора, запускающие заведомо раздражающую рекламу в расчете на скандал. Одни люди будут ругать рекламу, а другие – и их гораздо больше – узнают о продукте и будут спрашивать его в магазине. Этот прием отлично подходит для продвижения нового сорта пельменей, сигарет и других потребительских товаров. Но партия – это все-таки не чипсы, а если и товар, то, прямо скажем, не самый свежий. К тому же политический выбор в наши дни гораздо скуднее ассортимента супермаркетов.