Телевизионное веселье выгодно всем

Рост доли развлекательных программ, кино и сериалов в федеральном телеэфире (с 52 до 66% за шесть лет, см. статью «Развлекай-ТВ» во вчерашнем номере) отвечает интересам всех: массовой аудитории, руководства и коммерческих служб телеканалов, руководства страны.

В самом деле, телезритель все это любит и голосует рейтингами. Рейтинги приносят каналам рекламные деньги. Государство, контролирующее главные телеканалы, получает не только инструмент влияния на широкую аудиторию, но и – что не менее важно – аудиторию веселящуюся, пусть часто и без причин. Шутящий премьер-министр в юмористической передаче на Первом канале – чем не символ того, что жить стало лучше, жить стало веселее?

Можно считать конспирологами тех, кто видит здесь сознательную политическую установку. Без всякой конспирологии видны риски такой всех устраивающей ситуации.

Телевидение – важнейший инструмент формирования культуры и мировоззрения зрителей. В нашей стране – как в никакой другой, если принять во внимание неоднократные катастрофические изменения базовых ценностей за последние сто лет. Россияне смотрят телевизор по четыре часа в день – это второй по значимости вариант досуга после сна. И если ставить только коммерческие цели (рост аудитории и рекламы), соотношение предложения и спроса будет воспроизводиться на все более низких уровнях – чем ниже вкус, тем шире аудитория и т. д. Телевизионщики, впрочем, свято уверены, что, развлекая, просвещают: в конце сериала всегда побеждает добро.

Казалось бы, заботиться о культуре и мировоззрении телезрителей должно государство, контролирующее главные телеканалы и в целом заинтересованное в развитии человеческого капитала. Государство выступает заказчиком телевизионного патриотизма – отсюда бесконечные сериалы про хороших милиционеров и Великую Отечественную войну. Но для этой цели необязательна художественная и историческая правда, здесь коммерческое и идеологическое совпадают. Порой власти идут против коммерческих интересов, например заставляя показывать нерейтинговый футбол – выполнять социальную функцию, которая в данный момент важна с политической точки зрения. Или создавая дотационный канал «Культура» для охвата мизерной аудитории, которая не хочет все время развлекаться.