Статья опубликована в № 2888 от 06.07.2011 под заголовком: Цифра недели: 600 000 автомобилей

Программа утилизации завершена

Минпромторг выдал последние сертификаты на покупку автомобилей по программе утилизации, объявил на этой неделе министр промышленности и торговли Виктор Христенко. На этом историю программы, придуманной в 2009 г. и запущенной в марте прошлого года, можно считать завершенной. Конечно, покупатели еще до конца года будут получать свои автомобили, а дилеры – причитающиеся им компенсации от государства (к слову, на 1 июля они получили лишь 18,9 млрд руб. – немногим больше половины всех денег, выделенных на программу). Далее программа должна работать на «коммерческих условиях», сказал Христенко. Имеется в виду создание специального фонда, куда будут делать отчисления импортеры автомобилей и работающие в России, а за счет этих денег будет оплачиваться работа утилизаторов. Но если она и даст хоть какой-то стимул владельцам старых машин, так это стимул не бросать свои драндулеты на произвол судьбы по подворотням, а сдавать их утилизаторам, которые смогут бесплатно – для владельца – переработать его.

Нынешняя же программа, по сути, к утилизации никакого отношения не имела. Всего в стране, по данным «АСМ-холдинга», на начало этого года насчитывалось 16,7 млн автомобилей старше 10 лет, это почти половина всего российского автопарка. Всего по программе будет утилизировано 600 000 автомобилей, или 3,5% от общего числа драндулетов. Весьма скромный результат. Впрочем чиновники только при разработке программы говорили, что одна из ее целей – обновление парка, а затем перестали скрывать, что создавалась она для помощи российским автопроизводителям, в первую очередь «АвтоВАЗу», продажи которого два года назад рухнули вдвое. Каков результат? «АвтоВАЗ», находившийся в шаге от банкротства, уже за прошлый год получил прибыль и вместе с Renault и Nissan строит амбициозные планы по завоеванию 40% рынка. Неудивительно: ведь почти половина Lada сейчас продается по программе. Остальные же автопроизводители и вовсе перестали замечать программу – за их машинами и так выстроились очереди, как в 2007–2008 гг. Можно, конечно, только строить догадки, станет ли новая бюджетная Lada Granta столь успешной, что позволит избежать спада продаж после завершения программы. Но одно очевидно: эта мера помощи тольяттинскому заводу оказалась на порядок эффективнее, чем все остальные, вместе взятые. Пусть и носила она сбивающее с толку название.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать