От редакции: Новый подход к старине

Сергей Собянин на днях распустил созданную в 1996 г. комиссию по сохранению исторических зданий, повседневная деятельность которой противоречила ее названию. По словам недавно назначенного руководителя Москомнаследия Александра Кибовского (бывший руководитель Росохранкультуры), из 4000 заявок на снос исторических зданий комиссия вынесла положительную резолюцию по 3400. Это 85%. Теперь задача Кибовского и главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина разобраться в том, какие памятники и историческая застройка уцелели после двадцатилетия варварства и как наилучшим образом регулировать их использование.

Важно, чтобы Хуснуллин не перенял методы работы своего предшественника Владимира Ресина, известного словами «Москва не Рим». Но не только. Москомнаследие при Юрии Лужкове выдало почти 1700 охранных свидетельств собственникам памятников архитектуры. Важно следить, чтобы частная собственность не становилась прикрытием строительной самодеятельности, опасной для памятников.

Отчасти проблема в законодательстве: закон «Об объектах культурного наследия» недостаточно четко определяет объем охранного обязательства, которое подписывают собственники и владельцы памятников. Административный и коррупционный ресурс строителей не раз позволял им ограничивать обязательства фасадом исторических зданий и исключать внутреннее убранство, которое заменялось новоделом. Возможно, отношение собственников к старине изменится с января 2012 г., когда вступит в силу новая редакция 14-й статьи закона, которая обязывает компенсировать расходы на реставрацию из федерального бюджета. При Лужкове проблема усугублялась аппаратной слабостью Москомнаследия, которое пасовало перед девелоперами.

Еще одна проблема – попытки некоторых собственников под предлогом неприкосновенности ограничить и закрыть посещение архитектурных шедевров. Сейчас закон о памятниках требует от собственников и арендаторов исторических зданий подписывать обязательства о доступе граждан (50-я и 55-я статьи). Однако он не определяет, как часто собственники и арендаторы обязаны пускать посетителей и санкций за прекращение доступа к архитектурным шедеврам.