Яна Яковлева: Однодневная борьба с однодневками

Президент Медведев настаивает на введении в Уголовный кодекс новой статьи, направленной, как он думает, на борьбу с однодневками. Предполагается, что новая статья будет сформулирована так: «Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а равно использование такого юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями или сделками с денежными средствами или иным имуществом».

В дальнейшем дается определение подставных лиц: это учредители, которые были введены в заблуждение при образовании юридического лица. Обратите внимание, что в формулировке статьи фактически два самостоятельных состава: создание юридического лица через подставных лиц и использование таких юрлиц.

Второй состав – использование – представляет наибольшую угрозу для еще оставшегося в живых российского бизнеса. Представьте, что вы закупаете товар у поставщика. Закупаете постоянно, в течение года, например. Потом вы находите более выгодного поставщика и закупаете у него. Через некоторое время, например через три года, к вам приходят следователи и говорят, что вот тот поставщик был юрлицом, образованным специально для совершения преступлений. Директор той фирмы «был введен в заблуждение», и, видимо, это означает, что он не будет привлечен к ответственности, да и найти его, заблудившегося, практически нереально. А вы использовали это юридическое лицо. Да не один, а вместе с главным бухгалтером. Значит, «группой лиц, по предварительному сговору». Значит, вам грозит «лишение свободы на срок до 5 лет».

Зная манеры наших правоохранителей, можно предположить, что эта статья – потенциальная угроза для всех предпринимателей. Фактически к ответственности должны привлекаться все: и те, кто намеренно обналичивал средства для выплаты отката или ухода от налогов, и те, кто приобретал товар. Зная манеры нашего уголовного суда, можно предположить, что в таких тонкостях суд разбираться не будет. В статье написано «использование», значит, за это и будут судить.

Медведев решил бороться с однодневками. Это правильно. Компании, занимающиеся отмыванием денежных средств, добытых разными путями, мешают честному бизнесу, убивают конкуренцию, создают возможности для коррупции. Чиновники, вынуждающие бизнес нести ему наличные за любой контакт с государством, или чиновники, обналичивающие бюджетные средства, наносят непоправимый урон экономике. Очевидно, что бороться с однодневками надо. Но неужели президент Медведев действительно считает, что правоохранительные органы не могут побороть это уродливое явление, потому что у них нет еще одной уголовной статьи?

Зачем «создание юридических лиц» и их использование делать самостоятельным составом преступления? Создание компаний и использование их в преступных целях – это инструмент совершения преступлений, который может быть расценен как отягощающее обстоятельство, но не как самостоятельное деяние. Важно узнать, для чего использовалась однодневка. Для ухода от налогов? Для легализации? Для кражи бюджетных средств? Следствие должно было бы раскрыть конечное преступление и доказать, что хищение денежных средств или уход от налогов происходило каким-то определенным способом. В том числе путем создания и использования специальной компании. А суд бы принял это как отягчающее обстоятельство.

Статья о создании и использовании юридических лиц в ее нынешней форме, сформулированная как самостоятельный состав преступления, породит очередной виток фабрикации преступлений и вымогательства со стороны правоохранительных органов. А реальной борьбе с теневой экономикой не даст ничего. Ведь в самой формулировке статьи не требуется оценивать и доказывать последствия существования однодневок. Не нужно доказывать, что был факт легализации, мошенничества или ухода от налогов. Для создания видимости борьбы и формирования статистики для отчета перед президентом такая статья в самый раз. Жаль только тех, на кого упадет этот очередной уголовный топор.