Максим Гликин: Смущенный Медведев

Было бы неверным говорить, что президент Медведев, стоя под градом острых вопросов в душной аудитории журфака МГУ, имел бледный вид. Наоборот, он краснел. Он был не в своей тарелке. Гостелеканалы будто нарочно показывали самый неприятный для Медведева вопрос: готов ли он после революции предстать перед народным судом, как Хосни Мубарак в Египте, боится ли смертной казни. Президент попытался отшутиться – мол, молодец мальчик, задал самый смелый вопрос в своей жизни. Но студент не смутился и вопрос повторил. Смутился отвечающий.

С тех пор как Медведев получил высший пост, в подобных мероприятиях ему участвовать не доводилось. Обычный формат его публичного общения – встреча c подчиненными, сторонниками, людьми, которым от него что-то надо: инвесторами, системной оппозицией. Студентам журфака ничего не нужно: из президентского пула журналистов их не исключат, они там не состоят, из института тоже – не те времена, не возьмут на госканал – есть частные.

И вот редкий случай: Медведев не поучал, не указывал, а отвечал, вел диалог – тот самый, которого так ждали еще осенью на Моховой, а позже требовали на Болотной. Оказалось, что вести такой диалог ему непривычно и некомфортно. Выяснилось также, что сообщить по актуальным политическим вопросам особо нечего. Кроме того, что когда-нибудь (то ли через шесть лет, то ли через 12) он вновь может выдвинуться в президенты, что выборы 4 декабря были самыми честными за 20 лет, что Михаила Ходорковского он отпустить не может, поскольку тот сам не просится.

Медведев не сказал и теперь уже не скажет ничего, что не понравится Владимиру Путину. Но и Путину он не помощник. На что открыто посетовал начштаба главного кандидата Станислав Говорухин. Не помощник не потому, что не желает, а потому, разъяснил Дмитрий Песков, что главное сделал – выдвинул вместо себя Путина. С этого момента Путин и его окружение в помощи Медведева не нуждаются. С этого же момента на нее не рассчитывает оппозиция. Интересующиеся судьбой Медведева спрашивают сейчас не о том, вернется ли он в Кремль, а о том, долго ли просидит в Белом доме. Но и это вопрос не к Медведеву, а к его будущему шефу.