От редакции: Догнать Грузию

Кандидат в президенты Владимир Путин пообещал, что Россия поднимется на 100 ступеней – с 120-го на 20-е место – в рейтинге Всемирного банка Doing business, оценивающем условия ведения бизнеса.

Новый план Путина в отличие от неудавшегося удвоения ВВП вполне реалистичен. Пример нескольких бывших советских республик показывает, что при наличии серьезной политической воли действительно возможно резко улучшить инвестклимат в стране. Самый успешный пример – Грузия. Всего за пять лет (с 2004 по 2009 г.) она в рейтинге ВБ переместилась со 112-го на 11-е место.

Как Россия может добиться того же? Все просто, достаточно взглянуть на наиболее позорные показатели – например, по срокам подключения к электросетям мы на последнем месте, на уровне беднейших африканских стран. Чтобы подняться в рейтинге на несколько десятков позиций, нужно сократить сроки подключения к электросетям, время получения разрешений на строительство, оформления грузов на таможне, заполнения налоговой отчетности и т. д.

Собственно, это и предлагает Путин. И, наверное, его идеи могли бы очень обрадовать бизнес, если бы он не был у власти 12 лет, создавая и укрепляя ту самую систему стимулов, которая привела к резкому ухудшению инвестиционного климата в стране. Когда чиновники всех уровней рассматривают свою должность как вотчину, созданную для их личного обогащения.

Нынешний истеблишмент достиг такого социального положения и такой материальной обеспеченности, какая не снилась ни царским, ни советским госслужащим. Чтобы действительно снизить бюрократическую нагрузку на бизнес, Путину придется разрушить систему обогащения на административном ресурсе и лишить источника доходов совершенно конкретных чиновников и их «друзей».

Кроме того, придется что-то сделать с судами, которые сейчас являются главным прикрытием для коррупционеров, а также участвуют в захвате чужой собственности. Пока существует обвинительный уклон в отношении предпринимателей и оправдательный – в отношении госчиновников, бюрократия будет паразитировать и дальше.

Догнать Грузию по инвестклимату может оказаться еще сложнее, чем догнать Португалию по подушевому ВВП.