От редакции: Вертикаль теряет доверие

В России выросло первое поколение людей, которое считает государство равноправным партнером, воспринимая его без благоговения, страха или ненависти. «Мы не оппозиция, мы – ваши работодатели», – было написано на одном из плакатов на Болотной площади 4 февраля.

Россияне «поколения интернета» все чаще считают традиционную вертикаль власти анахронизмом. В начале 2011 г. 38% опрошенных «Левада-центром» были уверены, что вертикаль власти приносит стране больше пользы, чем вреда (27% были уверены в обратном). Спустя год ситуация серьезно изменилась: относительное большинство (35%) считает, что вреда от властной вертикали больше (30% считают ее полезной).

Граждане хотят, чтобы государство просто делало свою работу. А они будут выполнять свою часть контракта – платить налоги. Но этот подход, характерный для демократических государств, слишком сильно отличается от российской политической традиции. «Это судьба, это не работа», – говорит Владимир Путин о своем президентстве. Он хочет творить историю и вершить судьбы. Как монарх, а не как наемный работник.

Закон в нашей стране всегда охранял силу, а не права. Авторитарный, вертикальный стиль управления у нас характерен ведь не только для политической системы, но и для всей системы образования и даже для подавляющего числа частных компаний. Принцип: «Я – начальник, ты – дурак» работает даже в самых современных компаниях, по остальным параметрам вполне соответствующих XXI веку.

Отечественный тип руководителя – это человек с весьма жесткими представлениями о мире, переубедить его почти невозможно. Такие люди пестуют неравенство в отношениях, умеют как подчинять, так и подчиняться. Они активно пользуются наказанием и поощрением, им крайне важно все держать под личным контролем. Поэтому их очень раздражают подчиненные, которые стремятся строить партнерские отношения, где есть две равноправные стороны и четкий контракт между ними.

Дефицит зрелых и уверенных в себе граждан, которые бы могли и хотели контролировать исполнительную власть, – вот главная причина существования жесткой вертикали власти в России. Радует, что этот дефицит понемногу уходит в прошлое.