Статья опубликована в № 3065 от 22.03.2012 под заголовком: От редакции: Кино переходного периода

От редакции: Кино переходного периода

Российское кино, так же как российская экономика и российское общество, переживает переходный период со всеми его плюсами и минусами, бенефициарами и проигравшими.

Продюсер Александр Роднянский в статье «Общественный аутизм» (см. статью на стр. 04) поднимает важную тему квалифицированного зрительского спроса: судя по статистике киносборов, российские зрители смотрят только фантастику, фэнтези и анимацию, в лучшем для отечественного кинематографа случае – низкопробные комедии или фильмы, тематически связанные с советским временем. Если считать кассовые сборы барометром общественных настроений, получается, что россияне апатичны и аутичны, отказываются от любого разговора на серьезную тему.

Россияне вообще не очень часто ходят в кино. По данным декабрьского исследования компании Movie Research, в кино не ходит 29% опрошенных горожан (можно предположить, что в деревне не ходит никто – система показа в клубах осталась в советском прошлом). Главной причиной называют дефицит времени (39%), на втором месте (17%) альтернативные способы доступа к фильму – DVD или скачивание из интернета, по 11% респондентов сказали, что их не устраивает репертуар кинотеатров, цена билета или же отсутствует подходящая компания. Другое исследование Movie Research показывает, что зритель выбирает просмотр фильма в кинотеатре тем легче, чем зрелищнее фильм и чем больше в нем спецэффектов. То есть условную драму, которая в Америке собирает кассу, в России просто посмотрят дома по телевизору или в интернете.

Ведь в современной России, в отличие от тех же США, пока не сложилась массовая культура кинопросмотра как семейного досуга. Она сильно ограничена разницей в доходах между разными категориями граждан и неравномерным развитием кинопрокатной сети.

Качество зрительского спроса зависит и от качества предложения. Американская киноиндустрия мифотворчества развивалась долгие годы и выработала эффективные схемы воздействия на разные категории зрителей. Эти схемы часто основаны на важных ценностях, которые американское общество считает нужным культивировать. Можно сказать, что такая индустрия мифотворчества была и в советском кино, в постсоветском еще не сложилась – в том числе из-за того, что кино переживало тяжелые времена после распада СССР.

Нынешнее российское кино пользуется большой поддержкой со стороны государства. Но формы этой поддержки нуждаются в серьезном переосмыслении и развитии. До последнего времени кинокомпании-лидеры просто получали одинаковую долю бюджетной помощи. Сейчас государство по крайней мере будет обязывать лидеров заметно увеличить свою долю в прокате, иначе финансирование уменьшится. Неделю назад кинообщественность бурно обсуждала предложение ввести квоту на прокат российских фильмов в кинотеатрах – большинством комментаторов мера была признана глупой, так как она неизбежно приведет к повышению цен на билеты, но никак не скажется на качестве российского кино.

Госзаказ на патриотичное кино также часто отрицательно сказывается на качестве: авторы фильма ориентируются не на себя, не на зрителя – а на заказчика. Кинопроизводителями у нас являются и государственные телеканалы, которые в значительной степени ориентированы на «мыло».

К тому же государственная телевизионная идеология, особенно в условиях российского медиарынка, сильно противоречит идеологии воспитания качественного зрителя. С 2005 до 2011 г. доля развлекательных программ, кино и сериалов в федеральном телеэфире выросла с 52 до 66%: телезритель любит развлечения – высокие рейтинги приносят каналам рекламные деньги – государство, контролирующее главные телеканалы, получает инструмент влияния на широкую аудиторию, к тому же веселящуюся.

Если учесть, что качество российского образования вызывает все больше нареканий, что россияне все меньше читают, то кажется, что шансов уйти от апатии и аутизма мало. С другой стороны, примерно понятно, в каких направлениях надо действовать, если мы хотим воспитать думающих, самостоятельных кинозрителей – активных российских граждан.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать