Михаил Зыгарь: "Антинавальный" – спаситель режима

В ожидании инаугурации политика странным образом испарилась из столицы. Все системные силы замерли в нервном ожидании формирования нового правительства. Несистемные дают им возможность перегруппироваться – против Медведева бороться поздно, против Путина рано, приходится тренироваться на регионах.

Перегруппировка в Кремле и Белом доме действительно обещает быть эффектной. Это требование времени – за минувшую зиму в России выросло новое поколение политиков, а значит, власть должна немедленно вырастить кого-то им в противовес.

Излюбленный и, пожалуй, единственный метод, находящийся в арсенале у властей, – операция «Двойник». Так было всегда. Чтобы не возникло молодежной оранжевой организации наподобие украинской «Поры», Владислав Сурков придумал «Наших». Чтобы противостоять Болотной, Вячеслав Володин собрал Поклонную.

В нынешних реалиях политическое двойничество из чьего-то хитроумного замысла превращается в естественный закон жизни. Спрос рождает предложение – причем сразу с обеих сторон. В качестве противовеса движению «За честные выборы» Кремль запустил движение «За чистые выборы». В первом блистала Ксения Собчак, во втором – Тина Канделаки.

В этой логике будущее правительство может стать специальной боевой дружиной Владимира Путина, которая должна будет не только отражать удары «несистемы», но и фактически являться ее отражением.

Первый двойник самого популярного лидера Болотной Алексея Навального в Белом доме уже появился – да так ловко, что сама Болотная этого даже не заметила. Это новый вице-премьер Дмитрий Рогозин. Вроде бы Рогозин в политике уже тысячу лет – но нет, то был прежний Рогозин, оппозиционер. А этот Рогозин совсем молоденький, он даже младше Навального. Символично, что его назначили 23 декабря – накануне митинга на проспекте Сахарова.

Новый Рогозин – это не просто оплот режима. Он его спаситель. Он ведет себя так, как будто его Путин уже назвал своим преемником в 2018 г. В новой должности он путешествует по стране, борется с коррупцией и разгильдяйством, устраивает публичные выволочки и пишет программные статьи. Как будто он уже борется за свой электорат – электорат Путина и Навального.

Воображение обычного участника митинга на Болотной уже не раз нарисовало картинку следующих президентских выборов (в каком бы году они ни прошли), на которых Навальный борется с Путиным. А если не с Путиным, а с Рогозиным? Похоже на бой с тенью.

Впрочем, все вокруг так много говорят о создании в структуре власти нового антикоррупционного комитета – а значит, у Дмитрия Рогозина в роли анти-Навального может появиться дублер. И если антикоррупционный комитет действительно создается в политтехнологических целях, то возглавит его наверняка какой-то телегеничный юрист вроде Павла Астахова.

Опасного  для власти лидера на левом фланге у «несистемы» нет. Есть Сергей Удальцов – но искать ему двойника Кремлю не нужно. Очевидно, что Удальцов совершенно не собирается бороться за наследство Зюганова, – наследный принц КПРФ не залезет в фонтан или на телефонную будку. Хуже того, Удальцов – искренний коммунист, а значит, от КПРФ его отделяет пропасть. Нынешняя КПРФ вовсе не является коммунистической партией по идеологии. Это партия пенсионеров. Она патриархальная, популистская, государственническая – никак не коммунистическая. Это партия Брежнева и Андропова, а не Ленина и Троцкого. Удальцов даже в отдаленном будущем не сможет стать ее лидером: он боец и авантюрист, а не функционер.

Однако есть в «несистеме» еще один потенциальный харизматик. Это Михаил Ходорковский. Он пока еще не политик, но может стать им – как только окажется на свободе. Впрочем, случись это, он может оказаться вторичен – все избиратели знают, что один олигарх-меценат по имени Миша у нас уже есть. Это Михаил Прохоров. А очень скоро и у него может еще и появиться дублер – Михаил Абызов, лидер «большого правительства» и явный кандидат на вхождение в «малое».  

Двойниковый метод борьбы с оппозицией в течение многих лет демонстрировал свою эффективность. Если власть и дальше будет его совершенствовать, то нас в будущем может ожидать просто фантастический политический процесс. За последние 10 лет самой захватывающей президентской гонкой в России была схватка Медведев – Иванов. Политика будущего десятилетия может оказаться еще более неожиданной – вне зависимости от того, будут ли бороться «система» против «несистемы» или системные дублеры друг против друга.