Статья опубликована в № 3097 от 10.05.2012 под заголовком: Выборы губернатора: Кузница федеральных политиков

Андрей Бузин: Кузница федеральных политиков

В 2007 г. – перед очередными выборами в Госдуму – на экранах российских кинотеатров в массовом порядке и с большим успехом шел фильм «День выборов»: про выборы губернатора в одной из поволжских областей. Я с удовольствием смотрел этот фильм, в котором знакомые черты российской действительности были показаны в любимом мной гротескном жанре. Но остался неприятный осадок: создатели картины – вероятно, сами того не ведая, – сделали (кстати, по заказу российского комитета по кинематографии) вполне пропагандистский ролик, направленный на создание пренебрежительного отношения к выборам и на поддержку принятого ранее закона об отмене губернаторских выборов.

Напомню, что выборы губернаторов были отменены в конце 2004 г. под предлогом борьбы с терроризмом и в русле построения вертикали власти. Отмена губернаторских выборов произошла при Путине, но и президент Медведев еще не более года назад считал, что их возвращение – дело далекого будущего. Поэтому не стоит думать, что решение о возврате этих выборов связано с изменениями во властной команде. Несомненно, это результат декабрьского испуга, породившего веб-камеры, радикальное изменение численности партий и другие либеральные преобразования.

Вместе с постепенно проходящим испугом в реформы вносятся смягчающие поправки. В частности, в срочном порядке назначаются новые губернаторы, что позволяет не проводить в ближайшее время губернаторские выборы там, где это опасно с точки зрения власти. Новый закон о выборах губернаторов содержит не только дополнительные возможности административного влияния на выборы, но и прямые противоречия с российским законодательством.

Не будем здесь разбирать дополнительные фильтры, установленные новым законом по сравнению с законом, действовавшим до 2005 г. Фильтр из муниципальных депутатов может оказаться непреодолимой преградой для независимых кандидатов, а может послужить замечательным коррупционным источником. Но об этом уже много написано, поэтому я обращу внимание на более тонкие детали.

В соответствии с Конституцией России правила выборов являются предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов. То есть федеральный законодатель имеет право установить некоторые общие правила, а часть правил отдать на откуп региональным депутатам.

Например, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил (а Конституционный суд поддержал) дополнительные к конституционным ограничения права быть избранным – двойное гражданство и вид на жительство в другом государстве, наличие судимости по «экстремистским» статьям и некоторые другие. Эти ограничения особо отмечены и в новом законе о выборах губернаторов.

Зато решение о том, может ли кандидат выдвинуться в губернаторы путем самовыдвижения – право, установленное федеральным законом, – новый закон почему-то передает региональным законодателям.

К счастью, в последний момент у региональных законодателей отняли возможность устанавливать однотуровые выборы губернаторов. В новый закон была внесена поправка, обеспечивающая проведение второго тура, если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов. Это важный момент, значительно повышающий шансы «неадминистративных» кандидатов.

Возвращение губернаторских выборов – мечта любого крупного политтехнолога. Именно этот масштаб позволяет развернуться в полную силу политтехнологическим талантам, в полной мере почувствовать вкус предвыборной борьбы и освоить многомиллионный бюджет. Именно этот уровень выборов может порождать политиков общероссийского уровня.

Хотя существует опасность «чукотского варианта» губернаторских выборов, она несравнима с опасностью отсутствия политической конкуренции. Поэтому довольно странно видеть в качестве инициаторов закона тех, кто уничтожал политическую конкуренцию и строил жесткую административную вертикаль в течение последних 11 лет.

Но я бы не поручился за судьбу этого закона. Не исключаю, что с ним может случиться такая же неприятность, что и с неплохим законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» 2002 г., который в 2005–2010 гг. был искорежен до неузнаваемости.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать