От редакции: От телевизора к интернету

Телевизор продолжает медленно терять позиции. Вчера компания Synovate Comcon опубликовала обзор медиатенденций 2011 г., среди важнейших – сокращение аудитории телевидения, газет и журналов на протяжении нескольких лет, рост аудитории и длительности контакта в интернете, снижение доверия к телеканалам как источнику информации до исторического минимума (35% зрителей, на 5 п. п. меньше, чем в 2010 г.), восстановление уровня доверия к газетам (36% читателей после падения до 25% в кризисном 2008 году) и высокий показатель доверия к интернету – 40% пользователей (замерен впервые).

Телевидение в России считается одним из главных инструментов политического влияния правящей элиты – уровень проникновения и аудитория остаются все равно самыми высокими, как и уровень государственного контроля за телеканалами. И снижение уровня доверия у телезрителей к телеинформации пока мало что меняет – лишь малая доля воздействия зависит от дикторского текста. Есть ведь еще и отбор новостей, и мощные визуальные образы. Но стратегически тренд для телевидения негативный. Оно в последние годы двигалось в сторону роста развлекательности, видя в этом универсальную коммерческую модель: чем ниже вкус – тем шире аудитория, тем больше рекламы и тем эффективнее политическое влияние. Однако, похоже, реальность не оставляет россиян и входит в противоречие с радостной телекартинкой.

Телевидение в глазах зрителя крепко связано с государством, представителям которого зритель в последнее время все чаще отказывает в доверии; эти представители все чаще теряют легитимность в глазах обывателя, накапливающего печальный опыт общения с властью. И наоборот: интернет воспринимается как автономная система, которая дает в том числе возможность искать правду – возможность такого поиска в телевизоре ограничена. Интернет не гарантирует правду (отсюда возникновение слухов и т. д.), но гарантирует доступ к разным, в том числе и неподцензурным источникам информации.

Власть понимает, что старый инструмент влияния начинает терять позиции, и пытается выработать методы влияния в интернете – средства на это выделяются. Но получается пока топорно. Отсюда и неловкие попытки давить на интернет с помощью откровенно сырого закона о черных списках и поправок о клевете.