Василий Кудинов: Популизм от страха

Буквально вчера одна из социологических служб зафиксировала рост популярности Владимира Путина, а политологи объяснили это решительными действиями президента по ликвидации последствий трагедии в Краснодарском крае. Одно из них – компенсация за автотранспорт.

Жители Крымска рассказали президенту, что многие автомобили после наводнения подлежат ремонту. Но их погрузка на эвакуатор, доставка в сервис и ремонт обходятся в несколько десятков тысяч рублей. Страховые компании вправе платить только тем, кто оформил страховку каско, предусматривающую подобные повреждения. Среди пострадавших автовладельцев такие полисы у меньшинства. А помочь Путин решил всем.

Но за чей счет? В случае с туристами разорившейся «Ланта-тур» это был ВТБ, предоставивший компании кредит. Нашлось решение и для несчастных автовладельцев. Ведь у них всех есть полисы ОСАГО, по крайней мере так предписывает закон. Значит, и платить должны страховщики. И если этого нельзя сделать напрямую по полису ОСАГО, то нужно найти другой способ. Приблизительно такой была логика партии «Единая Россия», руками и устами которой страховщики получили предложение, от которого невозможно отказаться. И тут же отыскали возможность – это фонды отраслевых союзов, предназначенные для популяризации страхования, пропаганды безопасности дорожного движения и т. п.

Вот так все элегантно и просто: вы, страховщики, как хотите, но способ для выплат и деньги найдите. Звучит как ультиматум от рэкетиров. Формально выплаты будут добровольными. Но почему тогда не решать похожим образом проблемы других автовладельцев, потерявших все имущество в результате пожаров и прочих бедствий? Да и падающие деревья во дворах и на улицах не выбирают именно застрахованные авто. Так что обиженных на то, что в похожей ситуации они на выплаты рассчитывать не могут, будет предостаточно.

Несложно догадаться, на кого в итоге будут переложены 100 млн руб., планируемых к выплатам за испорченный наводнением автотранспорт. А может, и больше, ведь соблазн прибегнуть к этому механизму у властей будет весьма велик, а это стихийное бедствие в стране явно не последнее.