Евгения Письменная: Чем хуже, тем лучше

«Чем быстрее бежишь, то в случае чего можно и сильнее упасть». Андрей Клепач, Заместитель министра экономического развития

Если у вас депрессия или просто вы давно пребываете в плохом настроении, вы в корне не правы. Не надо обращаться к врачам или близким и пытаться исправить ситуацию – надо просто верить, что, если что-то плохо, это хорошо. Наши власти живут, руководствуясь этим принципом многие годы, и чувствуют себя все увереннее и увереннее. И если раньше безудержным оптимизмом были заражены, как правило, политические власти, то теперь он перекинулся и на власти экономические.

Андрей Клепач, который лучше всех в стране знает про цифры в российской экономике, нашел изощренный способ рассказать о том, что ситуация, собственно, фиговая. Из его слов выходит, что все хуже и хуже – это хорошо. Значит, когда бабахнет, сильно хуже не станет.

Цена на нефть – главный для России экономический показатель – падает, признал Клепач, но чуть-чуть, а значит, не страшно (не $115 за баррель, а $109 по году). Зато инфляция будет выше: не 5–6%, как думали раньше, а 7%. Жаль, конечно, что теперь не будет возможности рапортовать «в этом году достигли рекордно низкой инфляции», но переживем. Процент туда, процент сюда – ерунда. Есть еще показатель, который демонстрирует уверенный рост: отток капитала. Несколько месяцев назад Минэкономразвития всерьез прогнозировало, что во втором полугодии начнется приток, а по итогам года величина оттока не превысит $25 млрд. И на тебе: теперь ждем, что отток превысит $50 млрд.

Падает скорость потребительского спроса и инвестиций, но и это не беда – пока все-таки едем. Раньше эти два параметра называли драйверами экономического роста, теперь просто не будем бросаться иностранными терминами. Все равно уже не модно. Про рост экономики Клепач сказал только: «Видим тенденцию замедления темпов роста».

Власть упорно не хочет говорить о реальном положении дел. Свои кризисные прогнозы Минэкономразвития грифует «для служебного пользования». Спасибо, что не «совершенно секретно», а то всем объективным экономистам пришлось бы отправиться за решетку за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Впрочем, все равно наступит момент, когда выйдет Клепач и скажет: «Рецессия в Российской Федерации уже началась – и, боюсь, двумя кварталами это не закончится». Именно так он говорил в декабре 2008 г. Тогда все узнали о кризисе по факту.