Статья опубликована в № 3187 от 13.09.2012 под заголовком: От редакции: Горе от ума

От редакции: Горе от ума

Сторонники нынешней политики в сфере национального образования получили серьезный козырь. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) признали Россию самой образованной среди 42 государств ОЭСР и G20. По данным доклада «Взгляд на образование. 2012 год», высшее образование имеют 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. По этому показателю Россия обогнала Канаду, Японию и США (50, 44 и 40% соответственно) и многократно опережает своих партнеров по БРИК, где доля людей с высшим (третичным по классификации ОЭСР) образованием не превышает 11%. Если смотреть только на цифры, то ситуация даже лучше, чем описали зарубежные эксперты. Их расчеты базируются на данных 2002 г. Ежегодный выпуск специалистов вырос в 2002–2011 гг. в 1,6 раза – с 900 000 до 1,5 млн.

Другое дело, как относиться к блестящей российской цифре. Большое число дипломированных специалистов контрастирует с другими показателями развития образования и науки. За последние 10–15 лет снизился индекс цитируемости публикаций отечественных ученых, по этому показателю (2,7%) Россия занимает 14-е место в мире, далеко отставая от передовых стран и быстро прогрессирующего Китая. Отечественные университеты год от года теряют позиции в мировых рейтингах высших учебных заведений. Наконец, отечественное высшее образование не очень престижно за границей. В России в 2011 г. учились 154 000 иностранцев (2,2% от общего числа студентов), из них 116 000 – уроженцы бывших республик СССР. В странах, известных своими университетами, иностранцы составляют от 4% (США) до 7% (Германия) студентов.

Несоответствие числа людей с дипломами уровню научных достижений и развития передовых технологий вызвано несколькими причинами. Рост числа студентов опережал развитие инфраструктуры высшего образования, а многие вузы превратились в фирмы по выдаче дипломов и отсрочек от армии для юношей призывного возраста. Кроме того, несоответствие программ обучения современным профессиональным требованиям приводит к тому, что половина выпускников с высшим образованием работает не по специальности (в Швеции их доля не превышает 18%, в США и Франции – 25%). Но дело не только в этом. Структура нынешней российской экономики такова, что образованные граждане ей не очень нужны. Немало выпускников работают на должностях, не требующих высшего образования, и теряют квалификацию. Талантливые студенты, перспективные преподаватели и ученые из-за низкой зарплаты и отсутствия условий для исследований вынуждены уезжать за рубеж. Россия рискует оказаться образованной страной, которой это образование на самом деле не нужно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать