От редакции: ФСБ обещала исправиться

Если вы проводите международную конференцию, скажем, по новым подходам к лечению болезни Альцгеймера, логично отчитаться о своих достижениях в этой области. Если вы проводите международную конференцию спецслужб по противодействию терроризму, приходится рассказывать о раскрытых террористических заговорах.

Вчера глава ФСБ Александр Бортников, открывая 11-е Совещание руководителей спецслужб – партнеров ФСБ России, рассказал, что лесные пожары в Европе этим летом организовала «Аль-Каида» в рамках стратегии «тысячи уколов», что при подготовке к саммиту АТЭС нейтрализовано 30 эмиссаров международных террористических организаций.

Международным сотрудничеством ФСБ увлеклась еще при Николае Патрушеве, понимание такого сотрудничества как череды конференций, безусловно, требует бюрократических усилий по регулярному порождению контента. Эксперты считают, что сотрудничество в виде оперативного обмена информацией тем временем стагнирует.

Неповоротливостью бюрократической машины можно, наверное, объяснить преданную любовь ФСБ к «Аль-Каиде». Западные спецслужбы давно пришли к выводу, что как организация она практически умерла, существует только бренд, который локальные группировки используют для решения своих политических задач, прежде всего на Ближнем Востоке. Горящие леса в Испании и Греции тут не помогут. «Аль-Каида» остается брендом и для ФСБ – как привычный маркер того самого сотрудничества и повышения значимости своей работы.

С другой стороны, и «лесной джихад», и «30 эмиссаров» относятся к категории голословных непроверяемых заявлений. Что-то подобное (но в пределах разумного) позволяют себе все спецслужбы – как правило, в борьбе за полномочия и бюджеты с конкурирующими ведомствами внутри страны. ФСБ в России конкурировать не с кем, также трудно представить себе, что Минфин предложил сократить секретный бюджет спецслужбы. Возможно, есть недовольство со стороны Кремля в адрес топ-менеджмента ФСБ в связи с действиями (бездействием?) спецслужбы перед и во время политического кризиса. Жутковато звучит фраза Бортникова об «угрозе проникновения «Аль-Каиды» в общественно-политические движения и органы государственной власти», если соотнести ее с известным законопроектом о гостайне и госизмене. Обещал исправиться за промахи, наверное.