Статья опубликована в № 3206 от 10.10.2012 под заголовком: От редакции: Красота бюджета

От редакции: В чем эффективность бюджета Чечни

Может ли Республика Чечня быть лидером по эффективности расходования бюджетных средств? Этот вопрос занимал вчера многих, после того как газета «Известия» написала о победе Чечни в конкурсе Минфина.

А конкурс такой. В 2010 г. правительство приняло федеральную программу повышения эффективности бюджетных расходов, следом Минфин разработал типовой вариант соответствующей региональной программы, и все регионы стали такие принимать. В качестве стимула лучшим по итогам года регионам (не более 15) обещали субсидии на дальнейшее повышение эффективности расходов. В этом году Минфин предлагает распределить в качестве субсидий 1 млрд руб. среди 15 регионов, Чечня, как лидер, может получить 95,7 млн.

Для того чтобы получить субсидию, правительство региона должно было заявиться для участия в конкурсном отборе по утвержденной Минфином методике. Методика включает несколько десятков индикаторов – не только цифровых, как, например, отношение долга субъекта Федерации к доходам бюджета, но и бюрократических, как наличие всяческих нормативных документов. Сводный показатель включает оценку не только уровня результатов за отчетный год, но и динамики по сравнению с предыдущим годом (тут можно заметить, что в прошлом году Чечня в конкурсе не участвовала).

В общем, речь не идет о том, что у победителя лучший по финансовым показателям бюджет. Скорее награждают за выстраивание бюджетных процедур: внедрение программно-целевых методов, повышение качества финансового менеджмента и т.п. (эти типовые цели пишутся во всех программах). Это само по себе хорошо, так как позволяет формализовать процедуры и уходить от ручных методов управления. Другое дело, что к методике оценки могут быть претензии. Претензий к оценивающим ведь быть не может – они лишь проанализировали представленные материалы.

Ручное управление по-прежнему действует в сфере распределения федеральных трансфертов, по которым Чечня лидирует в стране (в 2011 г. – 87% доходов бюджета). Как пишут эксперты Независимого института социальной политики, доля единственного полностью прозрачного вида дотаций – на выравнивание бюджетной обеспеченности – в общем объеме трансфертов все время снижается и составила в 2011 г. 23% по России. Остальное – дотации на сбалансированность (бюджетов), субсидии, субвенции – распределяется по непрозрачным критериям. В 2011 г. дотации на сбалансированность составили 39% доходов бюджета Чечни, инвестиционные субсидии – 16–18%. Высокодотационные регионы подробнее проверяют контролирующие органы – надеемся, они тоже хорошо анализируют представленные материалы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать