Илья Клишин: Динамика против стабильности

На фоне стагнации в общественно-политической жизни в рунете – и, шире, в российских медиа – идут быстрые процессы роста. Исследование TNS в начале 2012 г. показало, что возможность выходить в интернет есть уже у 92% жителей страны.

Простой показатель: в 2006 г. тех, кто выходил бы в интернет каждый день, было 5%. Год назад их было 30%. Сейчас, по данным ВЦИОМа, уже 40%. Это значит, что сегодня каждый четвертый в сети – новичок.

Одновременно с этим меняется соотношение традиционных и новых медиа. Далеко идущие тренды закладываются сейчас: в мае аудитория «Яндекса» впервые обогнала число зрителей «Первого канала», а сам «Первый» летом перестал быть первым, уступив НТВ. Вся большая тройка федеральных каналов продолжает проседать, при том что телевещание расширяется, в том числе и за счет онлайн-ТВ.

Уровень доверия к информации, распространяемой через социальные сети (62%), сравнялся с отношением к сведениям, появляющимся в печати (63%). Сами социальные сети демонстрируют еще более стремительный рост, исчерпывая уже сейчас пределы распространения: доля зарегистрированных там пользователей рунета выросла до 82%. Среди молодых людей и жителей столиц эти показатели вплотную подошли к 100%-ной отметке.

Подобное чрезмерное вовлечение в социальные медиа новичков вовсе не признак развитости. Оно свойственно развивающимся рынкам скорее, чем развитым. Аналитики американского исследовательского центра Pew обнаружили схожие схемы поведения неофитов в сети в Мексике, Бразилии, Турции и России, объяснив это стремительным распространением мобильного интернета. Только за прошедший год база пользователей интернета на смартфонах выросла на 88% (до 22,5 млн абонентов), а средний трафик передачи данных вырос на 150%.

Ожидается, что в следующем году трафик вырастет вдвое, стоимость мобильного интернета сократится вдвое, а абонентская база всего мобильного интернета увеличится до 80 млн человек.

Типичный пользователь социальных медиа – обеспеченный москвич или петербуржец в возрасте 18–24 лет – практически не представляет себе всю подвижную архитектуру российского интернета.

Сейчас в российских городах с населением от 100000 до 500000 человек каждый второй попадает в интернет только с мобильного телефона. В селах таких пользователей еще больше. А наиболее популярными социальными сетями в 2012 г. остались «Одноклассники» (73%), «В контакте» (62%) и Mail.ru (31%). Аккаунт в Facebook, на основании которого, видимо, и делаются далеко идущие выводы, есть лишь у каждого шестого россиянина в сети.

Этих не заметных активным пользователям новичков рунета можно социологически сравнить с многочисленными переселенцами из деревни в город во время любой индустриализации. Их психологическая перестройка происходит постепенно, не поспевая за механическими изменениями в быту, но меняет в конечном счете уклад экономики и само устройство общества.