От редакции: Неравенство регионов — ключ к процветанию

Неравенство российских регионов вряд ли когда-нибудь исчезнет. Они слишком разные– по природным ресурсам, накопленному богатству, административным возможностям. Кто-то процветает, а у кого-то опускаются руки от нищеты. Самый развитый регион (Тюменская область) богаче самого бедного (Республика Ингушетия) в 25раз, если считать по ВРП на душу населения. Может быть, пора отказаться от идеи уравниловки и использовать их различия для развития?

Правительство много лет декларирует цель – диверсифицировать экономику, слезть с сырьевой иглы. Но есть ресурс, который для решения этой задачи практически не используется, – это региональная диверсификация, указывает ЕБРР в докладе «Диверсификация в России: потенциал региональных различий». Авторов доклада впечатлило «необычайное разнообразие условий предпринимательской деятельности в разных регионах». Они убеждены, что экономическая конкуренция между российскими территориями – это ключ к процветанию страны.

Суть не в том, чтобы стремиться к диверсификации экономики в каждом отдельном регионе, подчеркивает ЕБРР. Наоборот – диверсификация всей экономики предполагает более углубленную специализацию регионов, при которой каждый задействует свои естественные сравнительные преимущества и извлекает из них выгоду. ЕБРР советует сохранить имеющуюся специализацию, но при этом создавать новые несырьевые производства уже в тех регионах, которые лучше всего для этого подходят.

Между специализацией региона и его экономическим ростом в России есть прямая зависимость, пишут экономисты ЕБРР: в более специализированных регионах темпы роста выше. Но эту зависимость очень легко объяснить: самые специализированные регионы в России – добывающие, их экономика растет (и падает) вместе с ценами на сырье. Гораздо интереснее регионы с дифференцированной экономикой. Это Тульская, Калужская, Тверская, Владимирская, Московская и Ленинградская области. Они лидеры по прямым инвестициям в несырьевые отрасли.

Выводы ЕБРР хорошо укладываются в «Новую экономическую географию» нобелевского лауреата Пола Кругмана. Согласно его теории, конкурентные преимущества территорий бывают «первой природы» (сырье и географическое положение) и «второй природы» (человеческий капитал, институты, агломерационный эффект).

Россия сейчас находится в стадии болезненного перехода от использования преимуществ первой природы к более современным. Как мы видим, традиционные конкурентные преимущества продолжает эксплуатировать группа сырьевых (узкоспециализированных) регионов, а вот выраженными конкурентными преимуществами постиндустриальной эпохи обладают регионы с самой дифференцированной экономикой.

В принципе, те и другие могут прекрасно сосуществовать и конкурировать друг с другом за инвестиции, налоги и человеческий капитал. Такая конкуренция действительно будет способствовать экономическому росту России. Но экономисты ЕБРР, на наш взгляд, сильно недооценивают специфическую конкуренцию, характерную для российских регионов, – конкуренцию за федеральные деньги.

Как известно, налоговые доходы в нашей стране жестко централизуются, а потом в качестве финансовой помощи перенаправляются обратно в субъекты Федерации. Чтобы деньги приходили туда, где они нужнее, а не туда, где губернатор лучше умеет договариваться с центром, была создана система бюджетных трансфертов. Но, к сожалению, бюджетный кодекс мало что изменил: деньги по-прежнему перенаправляются в ручном режиме. И чаще всего по политическим, а не по экономическим мотивам. Системы в распределении денег не найти даже в такой сугубо конкретной сфере, как субсидии на ЖКХ. Это очень сильно демотивирует губернаторов. Централизация ресурсов – плохо, а их непрозрачное перераспределение вредно вдвойне. Если деньги в регион приходят исключительно в результате частной договоренности двух конкретных лиц, то налаживать экономику и честно конкурировать не имеет ни малейшего смысла.