От редакции: Госдума голосовала сердцем

Вчера Детский фонд ООН и Всемирная организация здравоохранения приостановили кампанию по борьбе с полиомиелитом в Пакистане: уже девять волонтеров, занимающихся вакцинацией, убиты. Противники вакцинации в Пакистане утверждают, что прививки проводятся по инициативе Запада с целью либо стерилизовать население страны, либо организовать за ним слежку.

Вчера же в России Государственная дума приняла поправки в «антизакон Магнитского», предусматривающие в том числе запрет на усыновление российских детей гражданами США, а также гражданами всех других государств, в которых нарушались права россиян.

Эти поправки за два дня существования (см.статью «Запрет на помощь», «Ведомости» от 18.12.2012) вызвали резко негативную реакцию в обществе и СМИ. Неравнодушные граждане вчера пикетировали Думу, на нескольких площадках в интернете объявлен сбор подписей против вступления поправок в силу (на сайте «Новой газеты» вчера вечером их было больше 80000). Против запрета на усыновление выступили министры иностранных дел Сергей Лавров, образования Дмитрий Ливанов, министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов, вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, Совет при правительстве по вопросам попечительства.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила все взвесить. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что позиция Путина «более сдержанная», хотя он с пониманием относится к инициативе депутатов. Премьер Дмитрий Медведев призвал «Единую Россию» придумать партийный проект по решению проблемы сирот, поскольку иностранное усыновление говорит о равнодушии к проблеме в России.

Заметьте: пусть порой уклончиво, пусть стыдливо, пусть инфантильно, но высказались о проблеме почти все представители высшей власти в государстве (не говоря уже о СМИ и гражданском обществе). То есть тема важная и непростая. Профильные чиновники и профессионалы резко против. И хотя бы общественное обсуждение законопроекта не помешало бы.

Но Госдуме (за исключением 17 депутатов, голосовавших против поправки о запрете усыновления, или, если считать по-другому, за исключением четырех депутатов, голосовавших против всего «антизакона») это все не нужно.

Госдуме нужно успеть принять закон, чтобы он вступил в силу 1 января. Эта Дума всегда так работает: сначала закон о митингах надо было успеть ужесточить к маршу оппозиции 12 июня, потом Геннадия Гудкова лишить мандата к маршу 15 сентября. Теперь нужно обязательно ответить США к 1 января (почему – непонятно, но вот поставили себе такую задачу).

Совершенно бесполезны оказались подтвержденные статистикой доводы о том, что запрет на усыновление бьет не по американским конгрессменам, а по российским детям-сиротам, особенно по инвалидам, не имеющим возможности получить в своей стране приемную семью, медицинскую помощь и социальное сопровождение. Российские депутаты (как тут не вспомнить о многочисленных нарушениях закона на прошлых выборах?) и другие стоящие за ними представители «элиты» принимают это решение «сердцем», а не умом. Они до глубины души оскорблены «актом Магнитского» – потому что после него в США, а также во многих других странах они с большой вероятностью перестанут быть «элитой» (т.е. престижно потреблять). У них сломана жизнь, какие дети?!

Конечно, важно, остановят ли этот запрет Совет Федерации или президент, – пусть остановят. Но важно и то, что Госдума вывела политическую риторику за грань морали. Страшно представить, о чем будут депутаты дискутировать в следующем году.

Усыновление сирот – это инвестиции в человеческий капитал. Иностранное усыновление замещает дефицит внутренних инвестиций; не надо забывать, что дети имеют право на двойное гражданство. Если рассматривать человеческий капитал просто как ресурс, как собственность государства, – то да, можно решить не разрабатывать, а то и оставить умирать свой ресурс. Примерно как в Пакистане.