Мария Репникова: Мягкое недовольство цензурой

Когда на прошлой неделе в провинции Гуандун журналисты газеты Southern Weekly объявили забастовку против цензуры, и китайцы, и международные СМИ с интересом принялись следить за происходящим. Благодаря блогерам, распространившим требования журналистов, инцидент стал темой общенационального обсуждения. Иностранные комментаторы сгоряча проводили параллели с 1989 г., предрекая развитие протеста.

Но соглашение, которое быстро заключили партийные функционеры и мятежные журналисты, показало, что контроль системы над СМИ все еще очень силен. Репортеры вернулись к работе в обмен на обещание, что их работа не будет подвергаться такой грубой цензуре. При этом начальник местного отдела пропаганды не был уволен, как требовали журналисты.

Можно сказать, что на самом деле сотрудники Southern Weekly просто провели публичные переговоры о границах, которые им дозволено пересекать в своей работе. Самые свободомыслящие китайские издания вроде деловых журналов Caijing и Caixin и той же Southern Weekly давно вступают в подобные дискуссии с властями. Правда, они обычно проходили втайне от широкой общественности.

Одно из немногих исключений – события 2005 г., когда работники газеты Beijing News вышли на забастовку против увольнения редактора, допустившего публикацию на весьма чувствительную тему – о коррупции в провинции Хэбэй. И если Southern Weekly удалось поднять сегодня большую волну негодования, чем Beijing News восемь лет назад, то благодарить стоит микроблогеров и международные СМИ.

Судя по реакции на забастовку, можно подумать, что речь идет о новом движении против режима. Но хотя Southern Weekly и известна своими дерзкими публикациями, она никогда не была оппозиционным изданием. Мои исследования статей этой газеты о крупнейших кризисах, например о землетрясении 2008 г. в провинции Сычуань, показывают, что издание упорно избегает конфронтации с центральной властью. В публикациях критикуются только местные чиновники, критика носит не обвинительный, а конструктивный характер.

Беседы с журналистами Southern Weekly подтвердили: они считают себя агентами перемен, но людьми системы. «Многие западные комментаторы принимают нас за повстанцев или диссидентов, но мы скорее часть системы», – признавался один бывший журналист.

Что же случилось на этот раз? Забастовка журналистов дала выход накопившемуся недовольству тем, что они расценивали как растущее вмешательство в редакционную политику. В конце июля Southern Weekly запретили печатать подробный материал о сильнейшем ливне в Пекине, повлекшем человеческие жертвы. Примерно в то же время несколько репортеров покинули газету.

Что же взорвало и без того напряженную ситуацию? То Чжэню, главному цензору провинции Гуандун, не понравилась новогодняя редакционная статья, призывавшая к соблюдению верховенства конституционного права в стране. Редакторы Southern Weekly смирились с давлением и согласилась опубликовать переписанную редстатью. Но чиновник в результате добился публикации третьего варианта текста, которого редакторы вообще не видели. В довершение всего цензоры использовали один из микроблогов газеты, чтобы заявить, что статья была написана именно редакторами газеты.

Это было последней каплей. Журналисты решились на забастовку. Похоже, они посчитали, что именно сейчас для нее самое время, учитывая ноябрьскую смену руководства страны. Но журналисты не выказывали недовольства центральным департаментом пропаганды ЦК. Когда же после нескольких дней протеста редакция пошла на переговоры с местными властями, ряд интернет-деятелей возмутились, что журналисты ничего не рассказывают о принимаемых решениях своим сторонникам.

В одном из номеров на прошлой неделе Southern Weekly перепечатала редстатью из People's Daily, официального издания компартии. В ней говорится, что контроль за медиа со стороны Пекина должен быть более современным, но полностью от него отказываться нельзя.

Нужно отметить и позицию других китайских изданий во время этой истории. Традиционные медиа хранили молчание, а их сотрудники не оказали коллегам никакой поддержки. Единственным исключением стала Beijing News. Когда чиновники велели СМИ перепечатать статью из Global Times (подразделение People's Daily), которая обвиняла в беспорядках иностранных активистов, Beijing News отказалась это делать. Но ее все же заставили.

Партия также не пошла ни на какие исключительные меры. Местные партийные боссы выразили озабоченность жалобами протестующих, но одновременно продолжили подавлять признаки недовольства в обществе. Впрочем, вместо того чтобы закрыть газету, партийное руководство уступило ряду требований журналистов, что помогло замять скандал.

Посмотрим, подтолкнет ли этот инцидент другие китайские медиа к протестам против цензуры, как надеются некоторые журналисты, или же заставит их уделять больше внимания самоцензуре. Протест Southern Weekly можно рассматривать как необычный способ борьбы китайских журналистов с цензурой, но никоим образом не как новый виток борьбы за свободу слова или же восстание против партии.

(WSJ, 15.01.2012)