Илья Клишин: Интернет как телевизор

Герой вышедшего в 1981 г. фильма «Москва слезам не верит» обещал, что в будущем не будет «ни кино, ни театра, ни книг, ни газет... одно сплошное телевидение». Спустя тридцать лет что-то похожее говорят о будущем интернета.

Подводя итоги 2012 г., многие обозреватели отметили историческую точку: в мае прошлого года поисковик «Яндекс» обогнал «Первый канал» по аудитории. Этот и другие признаки продолжающегося в России интернет-бума, так же как и на Западе, в первую очередь меняют расстановку сил на рынке рекламы.

Еще в начале 2012 г. комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России сообщила, что интернет-реклама в России наконец обогнала печатные СМИ и вышла на второе место после телевидения. Вопрос теперь лишь в том, когда она окажется на первой строчке рейтинга. С учетом сохраняющихся высоких темпов роста в этом сегменте и после финансового кризиса это должно произойти в ближайшие годы.

Мы повторяем с небольшим отставанием мировые тренды. Впервые в мире расходы на интернет-рекламу обогнали затраты на ТВ в Британии еще в 2009 г. Однако есть у нас и национальная специфика – политическое измерение. С начала XXI в. в России общим местом стало представление о телевидении как о рупоре власти и об интернете как об источнике альтернативной информации.

Это не совсем верное утверждение. Речь должна идти не о том, какая информация, а о том, как она распространяется. Скажем, переход с радио на телевидение ничего принципиально не меняет: и то и другое – централизованный и односторонний «диктатор» информации, которому можно внимать, но нельзя ответить. Интернет же предполагает принципиально другой способ поглощения информации – рассеянный.

Тем, кто уже перестроился и давно привык к фоновому чтению социальных сетей и гипертекстовому перемещению по сети, кажется, что те, кто попал в интернет недавно (только за 2012 г. число пользователей, выходящих в онлайн каждый день, выросло в России на треть), быстро начнут вести себя так же, как и они. Это, конечно, не так.

Новички в сети зачастую подсознательно воспроизводят ту модель поведения, к которой их приучил телевизор: на смену его первой кнопке приходит тот или иной сайт, на который пользователь заходит изо дня в день.

Простой пример: в разделе «Новости» популярного сервиса электронной почты Mail.ru в течение нескольких лет размещались баннеры сайта «Взгляд.ru», созданного депутатом Госдумы пятого созыва от «Единой России» Константином Рыковым и придерживавшегося подчеркнуто проправительственных позиций. Едва ли миллионы пользователей понимали, что им предлагают, по сути, ту же пропаганду, что и в теленовостях, только с другого ракурса.

Дело даже не в том, что нынешняя российская власть все больше пытается играть на поле интернета. Дело в том, что пользователи добровольно продолжают воспроизводить «Первый канал» в своем персональном интернете, привыкая к источникам информации, лояльным ли ко власти или критически к ней настроенным, всецело им доверяя и ленясь что-либо перепроверять. Как в том анекдоте про советский автопром и танки.