Александр Губский: Не роскошь, а средство передвижения бизнес-класса

В продолжающихся который месяц чиновничьих дискуссиях о повышенном транспортном налоге на «роскошные» автомобили на этой неделе вышел новый поворот: теперь предлагается брать налог не с мощности двигателя, а со стоимости автомобиля. Похоже, что в этом процессе чиновники преследуют три задачи. Во-первых, показать «мелким тварям», что у сильных мира сего в России тоже есть какие-то обязательства – не только перед «национальным лидером», но и перед обществом и государством. Во-вторых, попробовать хоть как-то увеличить налоговые поступления в бюджет. В-третьих, сделать так, чтобы их лично повышение налогов никак не коснулось. Неудивительно, что, решая такие разнонаправленные задачи, прийти к решению никак не удается.

Причину отказа от идеи взимания повышенного налога в зависимости от объема двигателя и его мощности один из чиновников объяснил – я не шучу – тем, что у «электромобилей нет лошадиных сил, а у реактивных самолетов – кубических сантиметров». Электромобилей в России – около 100 штук, и слышал ли кто-то о частных реактивных самолетах в нашей стране? Конечно, настоящая причина в том, что налог от мощности был бы прозрачен и не удовлетворял бы чиновничьей задаче № 3. Посему родилась новая идея – брать налог от цены автомобиля. Причем не просто от розничной цены (предполагается, что это будет 5–6 млн руб.) – что опять было бы слишком прозрачно, – а еще и сверяясь с утвержденным списком «роскошных автомобилей». Что именно будет в этот список записано, чиновники пока объяснить не могут. Там будет написано просто Lexus LS? Но цена на этот автомобиль в РФ начинается от 4,295 млн руб. Или там будет написано Lexus LS 600h L Exclusive 5 2–5 (такой стоит от 6,287 млн руб.)? А если после утверждения списка Lexus введет комплектацию Exclusive 5 2–6?

И что с того, что в России автомобилей стоимостью свыше 6 млн руб. продается лишь несколько тысяч в год и сборы будут меньше жалованья сонма чиновников, без малого год обсуждающих введение этого налога. Задачи № 1 и 2 якобы будут выполнены. Главное, чтобы одновременно была выполнена и задача № 3. А для этого, говорит федеральный чиновник, BMW 7-й серии и Mercedes S-класса в список включать не нужно – это «не роскошь, а средство передвижения бизнес-класса». Пусть весь мир вслед за Дженис Джоплин распевает: «Oh Lord, won't you buy me a Mercedes Benz?» У нас это всего лишь «средство передвижения». Следом, должно быть, последует совет «кушать пирожные, если не хватает на хлеб». Хочется верить, что гильотинирование авторов таких афоризмов в России все-таки не начнется.