Дмитрий Симаков: ТНК-BP - добытый в бою трофей

Почему «Роснефть» демонстративно пренебрегла интересами миноритариев «ТНК-BP холдинга», хотя имидж того же Сечина во многом строился на радушии к миноритарным акционерам самой госкомпании? Версия № 1. Забота об интересах «Роснефти». Ведь в случае выплаты дивидендов миноритарии получили бы порядка $500 млн. Версия № 2. Безнаказанность. Формально-то все сделано по закону. Версия № 3. На войне как на войне. Первым делом выигравшая сторона захватывает трофеи. А потом можно и об обустройстве мирной жизни подумать. А в том, что это была война, сомневаться не приходится. Российские акционеры ТНК-BP нанесли год назад слишком чувствительный удар по амбициям «Роснефти», сорвав стратегический альянс с BP. Недаром, кстати, никто из представлявших ААР высших топ-менеджеров в компании не остался.

Представим себе такую ситуацию. Есть страна, состоящая из двух равных частей. Одна из них неожиданно решила выйти, чтобы объединиться с соседним очень сильным государством. Противостоять ему можно только вместе, поодиночке ни одна из сторон не выстоит. И вот между сторонниками территориальной целостности и самоопределения завязывается война, в которой поначалу верх держат первые. Но вскоре вторые объявляют, что вот-вот впустят на свою территорию войска могущественного соседа. Сторонники территориальной целостности деморализованы, руководство бежит из страны. А им на смену входят войска неприятеля, тут же приступающие к дележу трофеев.

Сюжет из далекого прошлого? Вовсе нет. В общих чертах так можно описать конфликт акционеров ТНК-BP и последующую продажу компании «Роснефти». Сделка закрыта в прошлый четверг. В тот же день президент госкомпании Игорь Сечин объявляет, что будет руководить и ТНК-BP: «Кто купил, тот и управляет». В четверг же совет директоров «Роснефти» одобряет привлечение кредитов у структур ТНК-BP почти на $10 млрд (известно об этом становится лишь позавчера). Миноритарные акционеры основного российского актива компании – «ТНК-BP холдинга» понимают, что дивидендов не будет, его акции летят в тартарары. Хотя Сечин еще в октябре аккуратно намекнул насчет наличности ТНК-BP: «Это все наши деньги».

Но обманутым инвесторам глупо метать громы и молнии в одну лишь «Роснефть». Часть ответственности должна лечь и на бывших владельцев ТНК-BP – ААР и BP. Ведь это они продавали компанию с кучей наличности на счетах. Многие удивлялись, что за сделка такая странная – покупать деньги за деньги. Ведь это увеличивает транзакционные издержки. Теперь понятно, для чего разыгрывался весь этот гамбит. Миноритариям же ТНК-BP ничего не остается, как ждать милости от победителя – предложения перевести компанию на одну акцию с «Роснефтью». Только так их нынешние пакеты обретут хоть какую-либо ликвидность. Только достигнуто это будет ценой смерти еще одной, как минимум не самой плохой, нефтяной компании. Впрочем, пациент уже сейчас скорее мертв, чем жив.