От редакции: Несостоявшийся переезд ведомств как символ госстроительства

Идея вывода органов власти из центра Москвы была бы символом децентрализации. Это было бы почти создание новой столицы. Но победил символизм имперско-советского типа. Депутаты и большинство чиновников переедут в другие здания внутри Садового и Бульварного колец. Петербург станет судебно-правовой столицей: к переведенному в город на Неве в 2008 г. Конституционному суду прибавятся Верховный и Высший арбитражный.

Вчера управляющий делами президента Владимир Кожин сообщил, что новое здание для Госдумы и Совета Федерации возведут не рядом с расстрельным полигоном в Бутове, как предполагалось ранее, а в центре Москвы (подробнее о вариантах размещения см. статью на стр. 02). «Это будет место, достойное парламентского центра такой страны, как Россия», – пообещал Кожин. По его словам, уже готов и проект перевода двух высших судов в Петербург, который ориентировочно займет около 2,5 года. Некоторые экспозиции Музеев Кремля переедут в Средние торговые ряды рядом с Красной площадью.

Нынешний поворот истории с переездом госучреждений любопытен с нескольких точек зрения. Будущее строительство парламентского центра неподалеку от Кремля – еще один свернутый проект президентства Дмитрия Медведева. Теперь премьеру показывают, что он недостаточно просчитал финансовые (о чем прямо говорил Владимир Путин) и политические (что он подразумевал) издержки перевода чиновников в Подмосковье. Отправка высших судов в Петербург, их отделение от центра принятия решений демонстрирует отношение исполнительной власти к судебной как к «мягкому», необязательному институту.

Депутаты и чиновники сразу без восторга восприняли инициативу о переводе госучреждений за пределы кольцевой автодороги.

Заметим, впрочем, что нежелание переезжать никак не помешало депутатам разработать и принять стахановскими темпами в апреле 2013 г. особый закон о порядке изъятия и выкупа земельных участков и недвижимости для госнужд на территории новой Москвы. Он снижает гарантии собственникам – в частности, позволяет принимать проекты планировки и межевания изымаемых территорий без общественных слушаний, предписанных федеральным и городским градостроительными кодексами. С 1,5 года до 5 месяцев сокращается процедура изъятия земель, судебный спор не останавливает процедуры передачи земель под застройку. Теперь, когда ясно, что парламент и ключевые министерства за МКАД не поедут, не ясно, для кого и для чего будут изымать в упрощенном порядке участки под застройку. Добавим, что по закону новый собственник может передать землю в залог, субаренду или оформить как взнос в уставный капитал.

Это усиливает впечатление, что перевод госучреждений в новую Москву был прикрытием для передела земельных угодий и реализации девелоперских проектов. Любопытно проследить, что кроме новых офисов для высших судов и жилья для судей построят на отведенных площадях в Петербурге. Кроме того, отказ от переезда на новые места продемонстрировал: власть не хочет передавать здания, символизирующие ее закрытость и сакральность (Кремля, здания ФСБ на Лубянке и т. д.), под музеи и стремится сохранять дистанцию.