От редакции: Пятый пунктик

Владимир Путин на днях вновь высказался по национальному вопросу. Выступая в московском Еврейском музее на церемонии передачи знаменитой «библиотеки Шнеерсона», президент заявил: «Решение о национализации этой библиотеки было принято первым советским правительством, и членами его примерно на 80–85% являлись евреи. Они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, представителей других конфессий...»

Конечно, это не было задумано как укол, тем более как националистическая шутка. Наверное, это была добродушная ирония. Но прозвучал пассаж странно. Как минимум, это демонстрация недостаточного знания отечественной истории или результат ее изучения по недостоверным источникам. Если отбросить домыслы лжеученых, умеющих находить еврейское происхождение у каждого революционера, то получится, что в первом составе Совета народных комиссаров (СНК) евреев было 8%: из 16 его членов евреем был только Лев Троцкий. В правительстве РСФСР 1917–1922 гг. евреев было 12% (шесть человек из 50). Если не говорить только о правительстве, то в ЦК РСДРП(б) накануне октября 1917 г. евреев было 20% (6 из 30), а в первом составе политбюро ЦК РКП(б) – 40% (3 из 7).

Но дело, конечно, не в этой бухгалтерии. Тонкие намеки на роль евреев в истории – это отголоски любимого российского (и не только российского) спорта: объяснения собственных провалов происками чужаков. Государственная пропаганда и риторика первых лиц российского государства подпитывает предубеждения отсталой части обывателей. А затем лидеры с готовностью воспроизводят невежественные представления «народа» о прошлом и настоящем страны.

По ним, Россия является вечной жертвой нападений со стороны внешних врагов (Британия, Германия, США, Запад) и их внутренних пособников, в том числе национальных, религиозных, социальных и сексуальных меньшинств.

Бытовой антисемитизм, обвинение одной из национальностей в исторических бедах России и собственных жизненных неудачах – одно из легких и удобных объяснений несправедливости окружающего мира («евреи – всегда эксплуататоры», «когда русские воевали, они в войну в тылу прятались»), которое легко усваивается массовым сознанием и подпитывалось государственной политикой. Что любопытно, евреи одновременно обвиняются в создании СССР и его распаде. В постсоветские годы антисемитизм уступил пальму первенства антикавказским и антиазиатским фобиям, но продолжает тлеть в массовом сознании. По данным «Левада-центра», лишь 7% опрошенных считают евреев врагами России, 8% полагают правильным ограничить их проживание в нашей стране. Одновременно среди обывателей распространено мнение, что евреи выиграли от приватизации и имеют чрезмерное влияние в СМИ и финансовой системе. Первые лица могли бы парировать предубеждения в духе Уинстона Черчилля, который объяснял отсутствие антисемитизма в Британии тем, что англичане не считают себя глупее евреев.

Однако вместо этого руководители государства педалируют образ «пятой колонны» и, казалось бы, ушедшую в прошлое вместе с советским паспортом тему «пятого пункта». Более того, они воспроизводят ксенофобские мифы, пещерные предубеждения и просто глупые сказки.