Статья опубликована в № 3479 от 22.11.2013 под заголовком: Вещь недели: Boeing 737

Ольга Кувшинова: Пресловутый человеческий фактор

ALEXANDER-KAMENSKY / AFP

Это были всего 20 секунд: самолет заходит на второй круг, но внезапно пикирует, врезается в землю и превращается в огненный столб.

Предстоит установить вместе с экспертами, в чем заключался «этот пресловутый человеческий фактор», чтобы сделать полеты более безопасными, заявил вчера глава Росавиации. Что-нибудь запретить и поставить в аэропорту Казани памятник - пока это единственная реакция чиновников на катастрофу.

Разбившийся Boeing авиакомпании «Татарстан» за 23 года летал в Уганде, Бразилии, Румынии, Болгарии. У пилотов не было опыта захода на второй круг и вообще опыта пилотирования было немного: один всю жизнь работал штурманом, другой - бортинженером. Авиакомпания задерживала им, как и другим работникам, зарплату. Не платила за техобслуживание, за запчасти, за топливо. Недавно из нее ушли около 20 пилотов, до этого - еще около 30 недовольных положением дел сотрудников, рассказала вдова погибшего командира.

Авиакомпания неоднократно получала от прокуратуры предписания и штрафы за задержки рейсов - у нее не было бортов на замену, парк из десятка судов обслуживал два десятка направлений.

35-летний гендиректор, возглавивший компанию два года назад, имеет «опыт ведения бизнеса», характеризуют его местные СМИ, «помощником», «советником», «консультантом» и даже «генеральным менеджером крупных североамериканских компаний». На пресс-конференции он ничего не смог рассказать про Boeing, аргументировав тем, что не работал в историческом музее, но знает, что «техника иногда ломается».

Месяц назад руководство республики - собственник авиакомпании - поставило перед ней амбициозную цель: к концу 2014 г. войти в десятку крупнейших российских перевозчиков. Авиапарк предстояло пополнить в разы, и «Татарстан» уже получил от «Ак барс аэро» несколько Bombardier - один из них и должен был выполнять тот роковой рейс Москва - Казань. Но был заменен на более вместительный Boeing - авиакомпания рассчитывала в последний момент продать побольше билетов.

Гремучую смесь человеческих факторов могут найти эксперты в этой катастрофе: она и есть результат жадности, жлобства, цинизма, непрофессионализма, тщеславия. Целой системы, привыкшей решать проблемы «по звонку», осваивать бюджеты под амбициозные политические задачи и помогать друзьям строить карьеру. Но однажды оказывается, что такая годами строившаяся система убивает людей. За 20 секунд. Страшно представить, что должен чувствовать опекавший такой бизнес чиновник, когда среди этих людей оказывается его собственный сын.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать