От редакции: Донецкая герилья

Занятие украинскими военными Славянска и Краматорска и отход (или, по словам самих боевиков, прорыв) пророссийских ополченцев в Донецк создают новую ситуацию на Восточной Украине. Вероятно, речь идет о переходе от обычных боевых действий к неконвенциональной войне, когда проигравшая сторона попытается взять реванш. Руководители повстанцев утверждают, что оставили два города ради спасения мирного населения и по военной необходимости. В Донецке, по их словам, легче обороняться и координировать действия отдельных отрядов, чем в городах, занятых украинскими силовиками.

Принципиально важно отношение к незаконным вооруженным формированиями со стороны местного населения. Если поддержка есть, то мы получаем явление, похожее на «Свободный и суверенный штат Чьяпас» с его мифологизированным постмодернистским защитником субкоманданте Маркосом, который, процарствовав в интернете много лет, только что ушел на пенсию. Если народной поддержки нет, то получаем мрачное и кровавое явление вроде «Боко харам» - группы религиозных экстремистов, зверствующих в Нигерии. Впрочем, независимо от уровня романтизма и мексиканские антиглобалисты, и нигерийские головорезы равно незаконные вооруженные формирования, различия между которыми лежат в области психологии и пиара, но не в сфере права.

Возможно, лидеры пророссийских формирований надеются на массовый приток добровольцев из числа жителей Донецка, что позволит им неопределенно долго удерживать (как минимум в собственных глазах) облик романтических инсургентов. Однако надежда на граждан влечет за собой немалый риск. Они быстро устают от повседневных неурядиц, вызванных боевыми действиями.

В мегаполисе со сложной, чувствительной к разрушениям инфраструктурой недовольство войной может проявиться раньше, чем в сельских районах и небольших городах, жители которых меньше зависят от подвоза продуктов, центрального отопления и водоснабжения.

Уход в Донецк может означать переход к городской герилье, которая практиковалась в 1950-1980-х гг. левацкими организациями в Латинской Америке и Европе и отчасти националистами. Ее участники пытались подорвать государство быстрыми вылазками, нападениями на правительственные учреждения, полицейские и армейские подразделения, налетами на офисы банков и промышленных предприятий, захватом заложников. Напомним, что налетами и «экспроприацией» финансировали свою деятельность и российские экстремисты прошлого - большевики.

Бразильский теоретик городской герильи Карлос Маригелла писал, что городские партизаны должны не только парализовать государство, но и добывать таким образом средства к существованию. Однако это грозит перерождением партизанства в обычный уличный бандитизм, что всегда и происходило с городскими повстанцами в прошлом.