Филипп Стеркин: Сечин-чиновник и Сечин-бизнесмен

«Проект Основных направлений ничего не говорит о системном недостатке российской налоговой системы - ее постоянной изменчивости». Игорь Сечин, президент «Роснефти»

Сечин-чиновник часто воспринимался как гонитель российского бизнеса. Теперь он представитель бизнеса (хоть и государственного), топ-менеджер (хоть и государственный и с прямым доступом к президенту), и ему по долгу службы приходится спорить с бывшими коллегами из Белого дома.

Сечин предпринял атаку на налоговый маневр (снижение пошлин на экспорт нефти и повышение НДПИ) и на всю налоговую политику государства, у которой, сетует он, есть системный и перманентный недостаток - «постоянная изменчивость». В 2009-2013 гг. было принято 150 законов с поправками в часть II Налогового кодекса, пишет Сечин и предлагает, например, отказаться от налогового маневра.

В определенной степени Сечин лукавит: именно сейчас стабильность принимаемых налоговых решений куда опаснее для нефтяной отрасли, чем реформа. Одна из причин маневра - отказ от решения поднять с 2015 г. пошлину на экспорт мазута до 100% от нефтяной. А принималось оно несколько лет назад, когда Сечин был еще вице-премьером, курировавшим ТЭК: чиновники хотели вынудить нефтяников модернизировать НПЗ и производить больше дорогого бензина.

В целом Сечин присоединился к многочисленным представителям бизнеса и экспертам, которые давно требуют от государства стабилизировать налоговую систему. Власти неоднократно обещали это. Весной правительство определит налоговую стратегию, до конца года будут приняты нужные законы и после 2013 г. налоговая система останется стабильной в течение 5-6 лет, обещал первый вице-премьер Игорь Шувалов в январе 2012 г. То же обещал и Владимир Путин.

Слово сдержать не удалось. А сейчас риски изменения налогов для бизнеса удваиваются - речь идет не просто об изменении правил или корректировке нагрузки, а о ее существенном росте. Повышение НДС, НДФЛ, нагрузки на фонд оплаты труда, введение налога с продаж - это только основные инициативы, которые обсуждаются в правительстве и Кремле. Обернется это торможением и без того вялого экономического роста, инфляцией и уходом зарплат в тень. Экономика отреагировала даже на сами обсуждения, пишет ЦБ, принявший на прошлой неделе решение поднять ключевую ставку до 8%. Обсуждаемые налоговые изменения стали одной из причин роста инфляционных ожиданий, констатирует регулятор.

Но налоговая нагрузка не должна меняться просто в зависимости от потребностей бюджета. Сначала казна должна сократить свои расходы. Пока же правительство идет на это неохотно. Расходы федерального бюджета снижаются очень незначительно - с 19,5% ВВП в 2014 г. до 18,7%. При этом треть расходов - социальные, почти 11% - на оборону, а доля расходов на экономику падает - до 11,1% с 13,9%. Иными словами, денег на экономику у государства все меньше и оно готово подрезать ресурсы бизнеса.