Петр Поспелов: Новый враг народа, Андрей Макаревич

«Ну, идиотизма будет много, конечно. Ну куда от этого деваться? Мы все это проходили уже». Андрей Макаревич, музыкант

Депутаты Государственной думы выбрали себе очередную мишень. Ею стал Андрей Макаревич, съездивший на Украину по приглашению местных волонтеров и давший концерт для беженцев в Донецкой области. Поскольку сепаратисты ушли с этой территории и теперь ее контролируют украинские власти, российские депутаты квалифицировали концерт Макаревича как выступление перед врагом. Один депутат предлагает лишить артиста званий и наград, другой - запретить ему концерты в России, третий - выслать из страны. Макаревич отвечает, что пел не перед военными, а перед детьми, но не скрывает, что симпатий к ополченцам у него не было и нет и что присоединение Крыма к России восторга у него тоже не вызывает.

Макаревич не первый из рок-музыкантов, кто выбрал оппозиционную точку зрения: до него действия властей критиковал Юрий Шевчук. Однако замахнуться на Шевчука депутаты не решились, народ бы этого не понял: все-таки физиономически, по голосу, интонации, артистическому темпераменту Шевчук певец народный. А вот Макаревич - иное дело, за ним стоит социальный слой, которому давно пора попасть под подозрение в ненадежности.

На первый взгляд кажется, что депутаты просто стремятся привлечь к себе внимание. Но в их поведении можно увидеть и определенную историческую закономерность. Депутаты - избранники масс, а массы держатся четкого стиля поведения начиная с 1917 г. С тех пор сословия, страты, группы населения одно за другим объявляются чуждыми и враждебными народу, врагами все более растущей люмпенской массы, чья система взглядов стала определяющей моралью нации.

Врагами народа были белогвардейцы, меньшевики, дети дворян, кулаки (крестьяне), попы (духовенство), вредители (рабочие), шпионы (служащие), предатели (солдаты, вернувшиеся из плена), врачи-убийцы (евреи). После короткой передышки врагами стали инакомыслящие (правозащитники) и волосатые (хиппи). Новая эпоха свободы принесла презрение к бедным (людям, лишенным криминальных талантов). По возвращении вертикали неприятными массам стали сотрудники некоммерческих организаций (шакалящие), черные (приезжие), коммерсанты, пробующие жить не по понятиям (хозяева ЮКОСа), извращенцы (ЛГБТ), пиндосы (приемные родители) и, наконец, пятая колонна («болотная» оппозиция).

В лице Макаревича вражеским слоем становится инженерно-техническая интеллигенция. Именно в этой ментально-поколенческой среде востребована поэтика «Машины времени» - с ее звонкими метафорами, ясными подтекстами, нехитрым стебом, прямолинейным оптимизмом. Инженер с гитарой мыслит политически конкретнее, чем бесхитростный обыватель или противоречиво устроенный гуманитарий, поэтому он опасен. Осуждение Макаревича - начало раскола инженерно-технического слоя. Кто-то должен будет примкнуть к массам, кто-то - к врагам. Ведь так и сформулировал сам музыкант: «Мы все это проходили уже».