Игорь Цуканов: Абоненты не спешат переносить номера к другому оператору

В России удовлетворено полмиллиона заявок на перенос номера от одного сотового оператора к другому, свидетельствуют данные Федерального агентства связи. По состоянию на вчера российские абоненты подали почти 768 000 заявок на то, чтобы воспользоваться услугой Mobile Number Portability (MNP). Из них исполнены 502 400. Такова статистика за неполные девять месяцев: поменять оператора, оставив себе прежний номер, стало можно с 1 декабря 2013 г.

Российский рынок мобильной связи уже несколько лет существует в конфигурации, для описания которой хорошо подходит слово «олигополия»: три крупнейших оператора поделили сферы влияния, ключевых клиентов и демонстрируют единодушие по всем ключевым вопросам, касающимся развития рынка. Когда-то считалось, что у каждого из них свои плюсы и минусы. К примеру, у «Мегафона» самый быстрый мобильный интернет, у «Билайна» случаются проблемы со связью, зато легко дозвониться в абонентскую службу и т. п. Но сейчас все операторы, кажется, подтянулись к усредненному уровню. Все работают более или менее одинаково, и зачастую - довольно посредственно. Вот почему спрос на MNP пока невысок: какой смысл менять шило на мыло? Но я не удивлюсь, если услуга MNP окажется востребованной, когда на крупнейший российский рынок - московский - наконец выйдет четвертый федеральный оператор, совместное предприятие Tele2 и «Ростелекома».

Полмиллиона - это много или мало? Операторы «большой тройки», у которых не было причин желать введения MNP, прогнозировали, что эта услуга вообще не будет пользоваться популярностью. Минкомсвязи ожидало, что в первый год люди напишут около 3 млн заявлений на перенос номера. Если считать, что в России около 110 млн реальных абонентов (оценка J'son & Partners), выходит примерно 2,7%. Сама J'son & Partners ждала, что в первые год-два интерес к MNP проявят 5-7% абонентов. Четвертый российский оператор Tele2, рассчитывавший расширить ряды абонентов благодаря MNP, оценивал долю тех, кто может воспользоваться этой услугой, примерно в 10%. А опрос, проведенный год назад «Ромиром», показал, что сменить оператора, не меняя номер, были бы не прочь 54% россиян, а 7% «решительно настроены» сделать это.

Но реальный результат пока скромный - менее 1% от числа российских абонентов. Что же, права была «большая тройка»? Услуга MNP действительно не востребована?..

Востребована ли она прямо сейчас - не так важно. Важно другое: эта услуга может быть востребована. По сути, MNP - это механизм, вынуждающий сотовых операторов лучше заботиться об абонентах: быстрее ликвидировать аварии на сетях, сокращать время ожидания при звонках в call-центры, аккуратнее выставлять счета, упрощать условия обслуживания.

Очень важно, что такой механизм есть, причем абсолютно рыночный. Теперь не так существенно, возвышается ли над операторами надсмотрщик в лице Роскомнадзора и велик ли штраф за плохую работу. Нерадивый оператор накажет себя сам: его абоненты всегда могут «проголосовать ногами».