Статья опубликована в № 3662 от 28.08.2014 под заголовком: Компания недели: «Стройтрансгаз»

Маргарита Лютова: Новый крымский инвестклимат

Денис Абрамов / Ведомости

Генеральный подрядчик для строительства моста через Керченский пролив скорее всего уже найден - это компания Геннадия Тимченко «Стройтрансгаз», а на субподряде ей готовы помочь его же УСК «Мост» и «Мостотрест» Аркадия и Игоря Ротенбергов. Такой вариант сейчас обсуждается, остается дождаться формального решения о назначении - на конкурс времени уже нет.

Выбор подрядчиков, стоит признать, не самый сенсационный, почти без интриги. Решение привлекает внимание разве что масштабностью: 247 млрд руб. разом, да еще и в Крыму.

Но мне керченский подряд представляется новостью все-таки не просто арифметического, а институционального масштаба.

В проекте, похоже, вполне официально будут применены негласно складывавшиеся при реализации последних мегапроектов (саммит АТЭС во Владивостоке, зимняя Олимпиада - 2014 в Сочи) правила игры.

Правило первое: сроки (в смысле строительные, не подумайте плохого) оправдывают средства. Любой проект должен иметь малообоснованный, но очень строгий, желательно назначенный президентом срок реализации (в нашем случае Владимир Путин поручил открыть рабочее движение по мосту в декабре 2018 г.). Затем проект следует обсуждать, прорабатывать, согласовывать и аудировать ровно столько, чтобы необходимость построить в срок победила любые формальности и правила - от конкурсных процедур до здравого смысла.

Правило второе: государство - лучший инвестор. Потому что обычный инвестор хочет заработать, а государство - развивать регионы, повышать транспортную доступность и проч., а смета в стратегических интересах стерпит все.

Была ведь идея привлечь часть инвестиций для строительства моста не из бюджета, предусмотрев плату за пересечение Керченского пролива хотя бы для грузовиков. Заодно инвестор был бы деньгами мотивирован построить предельно качественно - ведь его заработки еще много лет зависели бы от бесперебойной работы моста. Но государству такие денежные потоки все менее интересны: приоритет - у прямых вливаний по подрядным контрактам.

Правило третье: акционеры решают все. В числе собственников компании, решившейся поработать на или с государством, должны быть люди, готовые (в силу обстоятельств или просто личных убеждений) терпеть муки «за родину и ее президента» и, «если понадобится, завтра же передать все государству» (цитаты из интервью Тимченко ИТАР-ТАСС). Потому что ресурсы у государства небезграничны и распределять их логично среди людей именно такого государственного масштаба.

Конечно, встречаются еще попытки отступать от этих базовых принципов, которые делают правила игры менее стабильными или вовсе непредсказуемыми, особенно для только входящих на рынок инвесторов. Но тут следует поблагодарить кураторов Керченского моста: на примере этого проекта и компании «Стройтрансгаз» они наконец решили честно и доходчиво объяснить участникам рынка и всем интересующимся, какой предпринимательский климат сложился в инфраструктурном строительстве.

Маргарита Лютова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать