От редакции: Прорыв в кухонной геополитике

Теперь все знают, кто друг и кто враг. Мнение россиян о дружественных и враждебных государствах резко поляризовалось. Сентябрьский опрос ВЦИОМа показывает, что лишь 22% респондентов затрудняются ответить на вопрос о странах-друзьях (в 2008 г. - 45%) и 15% - о странах-врагах (в 2008 г. - 44%). Шесть лет назад, несмотря на войну с Грузией и внешнеполитические сложности, разброс мнений был шире, а абсолютные показатели «друзей» и «врагов» - ниже. Самым большим другом Китай казался тогда 23% респондентов, а теперь - 51%. США считали самым большим врагом 25%, а теперь - 73%.

Далее по «дружественности» сегодня идут Белоруссия (32%) и Казахстан (20%), а по «враждебности» - Украина (32%), Евросоюз и отдельно Германия (по 10%). В 2008 г. и ЕС (4%), и Германия (17%) еще считались друзьями.

Эти результаты говорят прежде всего о высокой эффективности телевизионной пропаганды. Синдром осажденной крепости и прямые указания на «виновников бед» укрепили образ врага. В качестве позитивной альтернативы телезрителям предъявлен газовый контракт с Китаем - вот укрепляется и образ друга.

Отношение китайцев к России тоже позитивное. Лариса Смирнова из Сямэньского университета приводит данные Института изучения России, Восточной Европы и Средней Азии Академии общественных наук КНР: в 2008 г. близкой страной Россию считали 43% респондентов. По данным Pew Research, доля положительно оценивающих Россию китайцев выросла за последний год с 49 до 66%.

Но имидж России в Китае неоднозначен. Там есть националистические настроения, связанные с былыми территориальными спорами. Политическая дискуссия условных либералов и консерваторов использует тему неудачных российских реформ как негативный пример (первые считают, что Россия упустила возможность, а вторые - что ошибкой было ставить на реформы по западным образцам). Китайцы уважают Россию как большую страну, но не считают ее самым важным партнером (что от нее можно взять, кроме ресурсов?). Борьба с Россией возможна лишь за влияние в Центральной Азии. Вот США - гораздо более сильный и интересный партнер-противник.

Патриотическая волна повысила самомнение россиян. В апреле в опросе ФОМа 64% респондентов считали, что Россия имеет больше влияния в мире, чем Китай (наоборот - 17%). Что усиление Китая не угрожает России, считают 57% (пять лет назад было 39%), а что угрожает - 19% (44%). Российская кухонная геополитика благодаря телевидению стала такой же импульсивной и реактивной, как реальная внешняя политика Кремля. Китайцы же привыкли мыслить стратегически.