Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3693 от 10.10.2014 под заголовком: От редакции: Единая гребенка

От редакции: Единые гуманитарные учебники

Константин Чалабов / РИА Новости

Процесс создания канонической версии различных событий и явлений охватывает все новые сферы отечественного образования. Единообразие интерпретаций должно не ограничиться историей, а распространиться на литературу и русский язык. Такой законопроект внесли вчера в Госдуму семеро депутатов во главе с Ириной Яровой (все из «Единой России»).

Депутаты считают, что предметы, которые «формируют российскую идентичность, гражданскую культуру у подрастающего поколения», должны изучаться в рамках единой линейки учебников. Они уверены, что нынешняя вариативность учебников нарушает конституционные права детей на образование, создает неравенство в знаниях и не обеспечивает единой госполитики в сфере образования. «Формируется социальная дискриминация, когда третьи лица определяют неравный подход в определении достаточности уровня и качества образования для конкретного ребенка».

Такой подход к преподаванию трех ключевых гуманитарных дисциплин вызывает сильное удивление. Слабые знания школьников по истории, литературе и русскому - следствие не обилия учебников, а низкого качества преподавания и поверхностной, формальной экспертизы учебников. Учебники выбирают школы. Говоря о «третьих лицах», авторы отказывают учителям в профессионализме, а родителям - в такте.

Ситуация в преподавании трех гуманитарных предметов существенно разная. Историческая «единая линейка» давно обсуждается и создается профессионалами, есть историко-культурный стандарт. А вот изучение русского языка сведено к освоению его орфографии и пунктуации и формирует устойчивое отвращение к разрозненным и не всегда поддающимся систематизации правилам.

Единый курс литературы авторы законопроекта намерены соотнести с программой по истории. Школьные учителя и университетские преподаватели опасаются, что это обернется идеологизацией литературы по советскому образцу, сокращением списка изучаемых авторов. А интерпретация важнейших произведений будет ограничена «правильной» версией. Это отобьет у школьников вкус к самостоятельному анализу литературных текстов и к содержательным спорам, сформирует шаблонное мышление, снизит и без того невысокий интерес к чтению.

Стремление депутатов с весьма своеобразными представлениями об истории и литературе навязать обществу свою точку зрения очень опасно. Изящная ложь о блестящем прошлом и о достижениях писателей, не объясняющая ни поражений страны, ни трагедий творцов, хороша для мифотворчества, но не формирует прочную национальную идентичность. Ложь официальной историографии ведет к ее столкновению с коллективной памятью, порождает недоверие к государству и научному знанию, писал французский историк Марк Ферро. Это относится и к изучению литературы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать