От редакции: Мягкие условия получения гражданства увеличивают нагрузку на бюджет

Предоставление национального гражданства иностранцам - сложный процесс, в котором важно соблюсти баланс между гостеприимством, стимулированием притока человеческих ресурсов и возможными социально-экономическими издержками на обустройство и адаптацию приезжих и ростом иждивенческих настроений. Решить эту проблему очень непросто. Вчера Верховный суд Евросоюза разрешил странам ЕС лишать безработных граждан других государств сообщества социальных пособий по месту пребывания. Германия, Франция и скандинавские страны пытаются уменьшить приток безработных из Восточной Европы, которые отправляются на Запад не для поиска работы, а ради получения доступа к развитой системе соцгарантий, что вызывает бюджетные расходы принимающих стран.

Пока России наплыв переселенцев, ищущих не работы, а соцпособий, едва ли грозит. Но задуматься об экономической стороне предоставления гражданства стоит. Ольга Чудиновских из НИУ ВШЭ в статье «Государственное регулирование приобретения гражданства РФ: политика и тенденции» детально проанализировала процедуру получения российского гражданства различными категориями иностранцев.

По расчетам Чудиновских, в 2007-2013 гг. четверть получивших российское гражданство были детьми. В самом населении России доля детей в 1,5 раза меньше (16,8%). Дети до 18 лет составили свыше 35% получивших паспорт в упрощенном порядке, а среди уроженцев Азербайджана и Таджикистана их доля достигала 60%. Доля пенсионеров среди соискателей гражданства колебалась от 8 до 11%. Получается, более трети новых граждан стали получателями бюджетных благ и социальных пособий.

Среди граждан России доля населения моложе и старше трудоспособного возраста составляет 43%. Образование детей мигрантов и иностранцев, получивших российское гражданство, - ключевой инструмент их адаптации, важнейший элемент «мягкой силы». Но сейчас новые граждане и соискатели российского паспорта не несут расходов даже на свое обучение, получение минимального знания русского языка и ключевых предметов.

Проблема не только в этом. Среди получивших российское гражданство в 2010-2012 гг. выросла доля уроженцев Центральной Азии, многие из них плохо знают русский язык и имеют низкий уровень образования. Возможно, практика предоставления гражданства должна стать более избирательной.