Дмитрий Камышев: Возобновится ли война на востоке Украины

Возобновится ли война на востоке Украины? Основания задаться этим вопросом возникали едва ли не каждый день после подписания минских соглашений. Но сейчас он, пожалуй, уместен, как никогда.

Признаков резкого усиления напряженности более чем достаточно. Артобстрелы с обеих сторон и локальные боестолкновения по интенсивности приближаются к августовскому уровню. По территории самопровозглашенных республик передвигаются внушительные колонны танков и грузовиков - то ли из глубины ДНР и ЛНР на передовую, как уверяют ополченцы, то ли из соседних областей России, как утверждают Киев и НАТО. ОБСЕ фиксирует увеличение потока мужчин в камуфляже, пересекающих российско-украинскую границу. Украина тоже, не скрываясь, подтягивает к линии фронта резервы и новую технику.

Возможно, однако, что обе стороны лишь аккуратно следуют древнему рецепту достижения мира, не собираясь воевать по-настоящему. Для сомнений в мирном будущем у них есть веская причина - полное и бесповоротное взаимное недоверие. Киев боится повторения августовского кошмара, когда, казалось бы, почти разгромленные сепаратисты «вдруг» встрепенулись и перешли в мощное контрнаступление. А в Донецке и Луганске уверены, что верить Киеву нельзя в принципе.

Политический фон тоже заставляет лидеров противоборствующих сторон демонстрировать решимость, ведь даже подозрения в желании сдать завоеванные позиции могут стоить им слишком дорого. Поэтому каждое миролюбивое заявление Петр Порошенко подпирает обещанием укреплять армию, а Александр Захарченко публично обещает «отбить Мариуполь и вернуть Славянск». Но воинственные обещания и планы воевать - не одно и то же.

Военные эксперты в один голос твердят, что сейчас к войне стороны не готовы. Тут, правда, есть нюанс: Украине на реанимацию армии нужны месяцы, а вот ополченцам достаточно нескольких часов, за которые новые отряды российских «добровольцев» доберутся до линии фронта. Но Москве сейчас, как показывает ее отказ признать донбасские выборы, 100%-ный повод для новых санкций ни к чему.

Так что, все-таки мир? Ответить «да» мешает неожиданный «наезд» российского МИДа на ОБСЕ (см. статью на стр. 02), на привлечении которой в качестве посредника настаивала именно Москва. То ли европейцам таким образом мягко намекают, что надо пореже замечать всякие там колонны, то ли Россия готовит почву для вынесения ОБСЕ «вотума недоверия» как главному миротворцу. Оба этих варианта почти наверняка ведут к войне.