Почему бои в Дебальцево продолжались после наступления мира

Неизбежные последствия трудных политических компромиссов Минска-2

С утра четверга, когда были подписаны минские соглашения, до вчерашнего утра, когда украинские войска покинули Дебальцево, прошло шесть суток. Более трех суток прошло с момента (00.00 15 февраля), когда должен был начать действовать режим всеобъемлющего прекращения огня. Между тем почти все это время за Дебальцево продолжались ожесточенные бои. Зачем? Кому были нужны новые жертвы? Почему минские соглашения оказались составлены так (и это отмечали все наблюдатели), что допустили продолжение боев? Куда смотрели Ангела Меркель и Франсуа Олланд? Подорван ли теперь мирный процесс?

Как это ни цинично, но мирный процесс идет своим чередом. Миссия ОБСЕ, которую не пускали в Дебальцево, тем не менее сообщала о соблюдении перемирия по остальной линии соприкосновения. Руководитель европейской дипломатии Федерика Могерини во вторник по-прежнему заявляла о необходимости соблюдать соглашения: «Мы знали с самого начала, что выполнить соглашение будет непросто, что процесс будет хрупким и не в черно-белых, а в серых тонах». Вечером во вторник Совбез ООН единогласно принял внесенную Россией резолюцию о поддержке минских соглашений. В ночь на вторник ситуацию обсудили в телефонном разговоре лидеры стран - участниц минских переговоров (то же самое они планировали сделать и вчера вечером). Во вторник стороны начали отводить тяжелое вооружение.

Вчерашний выход украинских войск из Дебальцева дает Европе серьезные основания признать конфликт близким к замораживанию. На переговорах в Минске пункт о Дебальцеве, слишком принципиальный для президентов России и Украины, так и не удалось зафиксировать.

Владимир Путин в Минске настаивал на капитуляции дебальцевского котла, Петр Порошенко настаивал на том, что котла не существует. Едва ли Порошенко мог согласиться тогда на условия Путина - это означало бы для него политическую смерть. Не принесет ему больших дивидендов и вчерашний вывод войск - однако для внутренней аудитории это «плановый вывод» войск с оружием и техникой, не сдача. Украинскому президенту наверняка придется расстаться с начальником генштаба и, может быть, еще какими-то генералами, но в целом Порошенко не проиграл, считает политолог Алексей Макаркин.

Путину и Новороссии Дебальцево было нужно для красивой телевизионной картинки победы. И российский президент во вторник в Венгрии был вполне удовлетворен, даже сочувствовал Киеву: «Конечно, проигрывать всегда плохо, конечно, это всегда беда для проигравшего, особенно если проигрываешь вчерашним шахтерам или вчерашним трактористам». Лидерам Новороссии занятие Дебальцева - да еще и «героическое ранение» Александра Захарченко - дает возможность поправить имидж перед соратниками после подписания непопулярных минских соглашений.

Это, конечно, все расклады большой и малой геополитики, нисколько не интересные десяткам погибших уже после наступления официального мира. Печально, что в XXI веке в Европе по-прежнему такая политика. Наверное, к другой мы оказались не готовы.

До полного мира в Донбассе все еще далеко, и наверняка потребуются новые переговоры и новые компромиссы.