Статья опубликована в № 3809 от 10.04.2015 под заголовком: От редакции: Эффективный отчет

«Эффективный контракт» имитирует качество образования

Учителя и директора научились писать «правильные» отчеты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Создать систему адекватной оплаты труда учителей, которая поощрит лучших за достижения учеников по общим и прозрачным критериям, – хорошая идея и важный элемент эффективного расходования бюджета. В 2014 г. на зарплату работников школ было выделено 436,4 млрд руб., из них 270,8 млрд – учителям. Государство намеревалось стимулировать педагогов ростом зарплаты. По майским президентским указам 2012 г. она должна была сравняться со средней по стране. Минобрнауки ввело понятие эффективного контракта: 30–40% зарплаты составляет стимулирующая часть, зависящая от результатов сдачи ЕГЭ и ГИА, удельного веса профессионально ориентированных учеников; результатов школьников в международных исследованиях; доли учителей, обучившихся по обновленным программам.

Наталья Заиченко из НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) в докладе "Проблема реалистичности целей "эффективного контракта" в общем образовании изучила его воплощение в жизнь, исследовав зарплаты педагогов и опросив директоров. Средняя зарплата учителя в 2014 г., по данным Росстата, – 31 535 руб., 97,6% от средней по стране, она колеблется от 93,1% (Тува) до 106,4% (Чукотский АО) от средней региональной. Доплата за высокую квалификацию в регионах – от 41% в Ингушетии до 58% в Рязанской области. Главным фактором разницы в зарплате тем не менее остается регион работы. Ставка учителя в Москве в 3,9 раза выше, чем в Калмыкии.

Как отмечает Заиченко, идея «эффективного контракта» попала в институциональную ловушку: работа педагогов и школ оценивается по бюрократическим критериям, которые нередко отражают не качество образования, а формальные характеристики, не имеющие к нему отношения: соответствие устава школы закону или наличие органов общественного управления. Учителя и директора, привыкшие к работе в постоянно меняющихся условиях, тратят больше времени на подгонку отчетов и демонстрации «высоких» результатов. Кроме того, в распределении доплат чрезмерна роль директора. Нынешний контракт стимулирует педагогов не к качественной работе, а к ее имитации, подытоживает автор. По мнению экспертов, «эффективный контракт» следует изменить, добавить к критериям работы учителей прогресс учеников по отдельным дисциплинам, их успехи на предметных олимпиадах и в творчестве, а также мнение школьников и их родителей о качестве знаний.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more