«Эффективный контракт» имитирует качество образования

Учителя и директора научились писать «правильные» отчеты

Создать систему адекватной оплаты труда учителей, которая поощрит лучших за достижения учеников по общим и прозрачным критериям, – хорошая идея и важный элемент эффективного расходования бюджета. В 2014 г. на зарплату работников школ было выделено 436,4 млрд руб., из них 270,8 млрд – учителям. Государство намеревалось стимулировать педагогов ростом зарплаты. По майским президентским указам 2012 г. она должна была сравняться со средней по стране. Минобрнауки ввело понятие эффективного контракта: 30–40% зарплаты составляет стимулирующая часть, зависящая от результатов сдачи ЕГЭ и ГИА, удельного веса профессионально ориентированных учеников; результатов школьников в международных исследованиях; доли учителей, обучившихся по обновленным программам.

Наталья Заиченко из НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) в докладе "Проблема реалистичности целей "эффективного контракта" в общем образовании изучила его воплощение в жизнь, исследовав зарплаты педагогов и опросив директоров. Средняя зарплата учителя в 2014 г., по данным Росстата, – 31 535 руб., 97,6% от средней по стране, она колеблется от 93,1% (Тува) до 106,4% (Чукотский АО) от средней региональной. Доплата за высокую квалификацию в регионах – от 41% в Ингушетии до 58% в Рязанской области. Главным фактором разницы в зарплате тем не менее остается регион работы. Ставка учителя в Москве в 3,9 раза выше, чем в Калмыкии.

Как отмечает Заиченко, идея «эффективного контракта» попала в институциональную ловушку: работа педагогов и школ оценивается по бюрократическим критериям, которые нередко отражают не качество образования, а формальные характеристики, не имеющие к нему отношения: соответствие устава школы закону или наличие органов общественного управления. Учителя и директора, привыкшие к работе в постоянно меняющихся условиях, тратят больше времени на подгонку отчетов и демонстрации «высоких» результатов. Кроме того, в распределении доплат чрезмерна роль директора. Нынешний контракт стимулирует педагогов не к качественной работе, а к ее имитации, подытоживает автор. По мнению экспертов, «эффективный контракт» следует изменить, добавить к критериям работы учителей прогресс учеников по отдельным дисциплинам, их успехи на предметных олимпиадах и в творчестве, а также мнение школьников и их родителей о качестве знаний.