Как поставить электричку на автомобильную дорогу

Правительство пытается выполнить два плохо обоснованных поручения, по существу не выполняя ни одного

Предложение правительства поставить строительство автодорог в зависимость от урегулирования проблем с дорогами железными – чрезвычайно богатая идея. Региональные власти могут получить федеральный трансферт на дорожное хозяйство только после того, как договорятся с пригородными пассажирскими компаниями о том, как будут вместе финансировать электрички. «Не будут брать – отключим газ» – почти буквально. Теоретически было бы прекрасно, если бы регионы были обеспечены и широкой сетью автодорог, и быстрыми дешевыми электричками. Но, во-первых, электрички дорогие – поэтому их и отменяли в массовом порядке зимой. Непрозрачный бизнес ППК, большие выплаты «матери» – РЖД за инфраструктуру и аренду подвижного состава, бюджетный кризис в регионах – все это заставляло искать более эффективные способы перевозки людей. Такими во многих случаях являются автобусные маршруты.

Но приказ Владимира Путина во что бы то ни стало вернуть электрички на маршруты мало связан со сложной проблемой реформы пригородного железнодорожного сообщения, а приказ правительству надо выполнять. И есть ставшая противоположной задача, тоже поставленная президентом: строить вдвое больше автодорог. Но это задача долгосрочная (до 2023 г.), ее можно попробовать растянуть во времени, можно применить статистические и технические хитрости (повышающие коэффициенты при строительстве сложных развязок, снижение качества покрытия). Поэтому не так страшно, если из-за проблем с электричками регионы не получат вовремя денег на автодороги – тем более что объем этих трансфертов и так сокращен в связи с кризисом.

В этой попытке правительства выполнить два плохо обоснованных поручения, по существу не выполняя ни одного, видны коренные проблемы вертикали власти. Регионам отказано в принятии самостоятельных решений, что для них эффективно, а что нет. Центр выделяет трансферты на то и другое, но они не решают ни одной, ни другой проблемы. Региону предлагается выбрать оба неэффективных варианта. Чиновники анонимно говорят, что стимул для губернаторов правильный: поскольку дорожное строительство – их главная кормушка, они не смогут от него отказаться и вынуждены будут договариваться с ППК. Если мы примем во внимание непрозрачность бизнеса ППК, стимул выглядит так: вы сможете неэффективно расходовать дорожные деньги, только если продолжите делиться железнодорожными субсидиями. Все строго – президент приказал.