Греция как рынок разнонаправленных влияний

На политическом рынке преобладают интересы ЕС, который будет стараться сохранить Грецию

Кризис в Греции, обострившийся после провала воскресных переговоров с европейскими кредиторами, может разрешиться в конце недели на переговорах европейских министров финансов. Случай Греции – хорошая иллюстрация новой политической реальности, в которой действуют не один или два гегемона, а множество разнонаправленных сил. Судьба наций оказывается равнодействующей большого количества влияний. Этому, в частности, посвящена недавняя работа политолога Томаса Карозерса «Глобальный рынок политических изменений».

Долги Греции огромны, но ситуация в целом не так катастрофична: беспрецедентный объем долга в 175% ВВП компенсируется комфортными условиями его выплаты, менее обременительными, чем у Италии или Португалии (по данным аналитического центра Bruegel, в 2015 г. расходы на его обслуживание снизятся до 2,6% ВВП). Даже дефолт Греции экономически не слишком страшен для еврозоны. Объявленная ЕЦБ в январе масштабная программа количественного смягчения сгладит его эффект.

Будучи постоянным получателем иностранной помощи с 1940-х гг., Греция, этот сегодняшний «больной человек Европы», потеряла право самостоятельно решать свою судьбу. Единственное, что в ее силах, – это время от времени (нынешний случай третий за последние пять лет) грозить кредиторам дефолтом.

Главный интересант – Евросоюз. Страны ЕС и европейские структуры владеют более чем 2/3 греческого долга в 317 млрд евро. На втором месте по внешнеторговому обороту традиционно стоит Россия, однако прошлый год показал зависимость Греции от ЕС и в этом вопросе: в 2014 г. под влиянием сокращения поставок нефти и санкций оборот снизился на 39%. Россия дает понять, что готова помогать Греции, но дальше обещаний 3 млрд евро на «греческий поток» дело пока не идет.

Еще одна сила – Китай, все более активно интересующийся инвестициями в Грецию. В 2008 г. китайская компания COSCO арендовала часть афинского порта Пирей (ближайшего на пути из Суэцкого канала, откуда идет китайский экспорт в Европу), и в 2012 г. его пропускная способность выросла в 4 раза, а к 2016 г. вырастет в 8 раз, делая его крупнейшим в Средиземном море. Китай уже высказывал опасения по поводу выхода Греции из еврозоны: это приведет к удорожанию транзита товаров через страну.

В ситуации политической напряженности в ЕС, обострившейся на фоне обсуждения выхода из союза Великобритании, эффект домино может иметь плохо предсказуемые последствия. А значит, на политическом рынке преобладают интересы ЕС, который будет стараться сохранить Грецию. Немецкие СМИ уже сообщают о согласовании экстренных мер на случай провала переговоров 18–19 июня.

Наименее влиятельная сила в этой ситуации – греческий народ. «Мы не имеем права похоронить европейскую демократию там, где она родилась», – сказал греческий премьер Алексис Ципрас, объясняя свою неуступчивость по отношению к кредиторам. Но единственное, что в силах сделать греческий народ, – отказаться поддерживать партию Ципраса – «Сиризу». Не исключено, что этим все рано или поздно и закончится.