Русский рок против протестов

Сегодня рок-фестивали должны быть государственными и патриотическими

Минобороны расширяет свое присутствие на рок-фестивале «Нашествие», а фестиваль «Кубана» запрещают в Калининградской области, поскольку против выступает церковь и полиция отказывается обеспечивать безопасность. Бардовский Грушинский фестиваль в Самарской области пройдет с большой патриотической программой и шествием памяти участников Великой Отечественной войны «Наши герои». На дворе – кризис и патриотизм, и фестивали, когда-то считавшиеся царством свободы, либо закрываются, либо встраиваются в тренд.

Андрей Макаревич отказался выступить на «Нашествии», и в СМИ и соцсетях развернулась дискуссия о путях русского рока: совместим ли он с военщиной? Но с военщиной «Нашествие» совмещается уже третий год: Минобороны стало партнером фестиваля в 2013 г., в прошлом году, уже после Крыма, оно не только показывало танки и пушки, но и вербовало контрактников. Это вроде бы подрывает представление о протестном характере русского рока, характерное для поколения 40–50-летних.

На излете СССР власть сочла неэффективными прямые запреты и преследования и пыталась поставить под мягкий контроль рок-движение в стране. Открывались рок-клубы, проводились фестивали, рокеры появились на телевидении. Был ли русский рок протестным? Безусловно, пусть он и был во многом калькой с западных образцов; сама возможность этого копирования была тогда свободой и протестом, и для традиционно неанглоязычной аудитории такая калька была очень важна. Собственно, и представление о протестном характере рок-н-ролла было калькой (Вудсток против войны и т. п.).

Затем наступили гласность и рынок, музыка стала бизнесом. На протест должен быть запрос. Песни против войны в Афганистане (или во Вьетнаме) появлялись потому, что против войны выступала значительная часть общества. Аудитория русского рока так же мало и плохо развивалась, как он сам и как все общество, так же не хотела принимать участие в политике и отстаивать свои политические права (отдельные исключения только подтверждают правило). Да, был период относительно свободного рынка и роста среднего класса – но он закончен. Главный заказчик давно государство, и, если вы успели стать партнером Минобороны, это удача. Вас не закроет РПЦ. В мире российское рок-творчество непродаваемо, а в России покупатель вот такой. То, что не удалось советским контролерам смысла и содержания, удается нынешним российским.