Как увеличить торговлю с Китаем

Ректор РЭШ Симеон Дянков о новых целевых ориентирах в сотрудничестве двух экономик

Когда Медведев и Ху встречались в Москве и делали совместные заявления о будущем российско-китайской торговли, экономический рост Китая был близок к 10%, нефть Brent стоила $110, а ветка нефтепровода ВСТО в Китай для транспортировки дополнительных 300 000 баррелей в день была только что закончена, что сразу увеличило российский экспорт. Россия и Китай еще в 2009 г. договорились о строительстве этого ответвления для доставки в Китай 15 млн т нефти в год в течение 20 лет в обмен на кредит в $25 млрд российским государственным компаниям «Транснефть» и «Роснефть».

В июне 2011 г. на встрече в Москве президент Дмитрий Медведев и председатель Ху Цзиньтао объявили, что объем торговли между Россией и Китаем в 2015 г. достигнет $100 млрд, а в 2020 г. – $200 млрд. Некоторое время казалось, что до достижения первой из этих планок уже рукой подать, но падающие цены на нефть, девальвация валют и западные санкции против России все изменили.

В период с 2011 до 2014 г. объем торговли между странами увеличился на 30% и достиг $96 млрд в 2014 г. Российский экспорт в Китай – в основном нефть и газ, а также металлы и древесина – составил $42 млрд. Китай ввез в Россию продукции легкого машиностроения, одежды, обуви, химии и пищевых продуктов в целом на $54 млрд.

Железнодорожный товарный коридор Чунцин – Синьцзян – Европа, идущий с юго-запада Китая через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу в Германию, был построен и уже используется Китаем для доставки товаров в Европу на $3 млрд в год. Россия тоже начала пользоваться его возможностями, в прошлом году отправив в Китай грузов на $260 млн.

Тогда же обсуждались и несколько других российско-китайских мегапроектов. Самые амбициозные из них – «Сила Сибири» с 30-летним контрактом на $400 млрд, газопровод «Алтай» («Сила Сибири – 2»), ведущий в Синьцзян, и проект компании «Новатэк» «Ямал-СПГ», в котором китайская CNPC планирует увеличить свою долю с 20 до 30% (см. доклад Кун-Вук Пайка о российско-китайском сотрудничестве: Sino-Russian Gas and Oil Cooperation: Entering into a New Era of Strategic Partnership? The Oxford Institute of Energy Studies).

Но с тех пор рост торговли между двумя странами замедлился. По данным российской статистики, торговля с Китаем за первую половину 2015 г. снизилась на 27% до $31 млрд. Это неудивительно, ведь ископаемое топливо составляет почти две третьих российского экспорта в Китай. Но цены на сырье не единственный фактор. Российская экономика вошла в рецессию и ввезла за полгода на 36% меньше китайских товаров, чем за первое полугодие 2014 г. Если эти тенденции продолжатся, объем взаимной торговли составит $65,5 млрд, что гораздо ниже ориентира.

Часть ответственности за снижение объема торговли нужно возложить на девальвацию валюты. На самой последней по времени встрече между двумя лидерами, Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в начале сентября, обсуждалась возможность перевода торговли и совместных инвестиционных проектов в рубли и юани.

Более низкие цены на энергоносители, замедление китайской экономики и западные санкции на технологии, необходимые для разведки и добычи нефти и газа, замедлили или заморозили все мегапроекты. Срок окончания работ по «Силе Сибири» отодвинут на год, переговоры по алтайскому трубопроводу пока отложены, так же как и увеличение китайских инвестиций в «Ямал-СПГ». Все это связано еще и с тем, что CNPC сократила свой прогноз китайского спроса на газ в 2020 г. с 400 млрд до 310 млрд куб. м.

Если учесть все эти трудности, когда же российско-китайская торговля достигнет желаемой планки в $100 млрд? Подходящей датой выглядит теперь 2020 год. Возрождение и дальнейший рост российско-китайской торговли будет зависеть от цен на сырьевые товары, так же как и общее состояние российской экономики и валюты. На сегодняшний день прогнозы Всемирного банка указывают на 3–4 года низких цен на нефть. Ослабление западных санкций против России тоже, безусловно, поможет увеличить торговые потоки, но на решение проблемы санкций нужно время. Кроме того, самому Китаю тоже предстоит пройти через полосу экономической слабости.

Тем временем России необходимо диверсифицировать экспорт в Китай. Сектор, который, по крайней мере временно, выиграл в ситуации санкций, – пищевые производства. Превратить эту отрасль в выгодный экспортный сектор – непростая задача, но вполне выполнимая в пятилетний срок. Мясные и молочные продукты – многообещающая индустрия, которая способна увеличивать производительность и позитивно влиять на экономический рост. Другие возможные отрасли: нанотехнологии, тяжелое машиностроение и авиастроение. Все эти сферы требуют дальнейших частных инвестиций и ограничения вмешательства со стороны государства.

Автор – ректор Российской экономической школы